Теория государства и права. Перевалов, В. Д.
Глоссарий
Глоссарий
Специальные | А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | Все
А |
---|
Абсолютное правоотношение | ||
Акты применения праваправовые акты компетентного органа или должностного лица, изданные на основании установленных фактов и норм права, определяющие права, обязанности или меру юридической ответственности конкретных лиц. К актам применения права предъявляются требования законности, обоснованности, целесообразности. | ||
Аналогия закона | ||
Аналогия праваспособ преодоления пробела в законодательстве путем применения к неурегулированному конкретной нормой спорному отношению при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения, общих начал и смысла законодательства. Общие начала и смысл законодательства есть не что иное, как принципы права (общеправовые и отраслевые). | ||
Г |
---|
Гипотезаструктурный элемент нормы права, который указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых реализуется норма. В зависимости от количества и содержания обстоятельств, изложенных в норме, гипотезы бывают простые, сложные и альтернативные. | ||
Государствополитико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе. К основным признакам государства относятся: неразрывная связь, взаимозависимость и взаимодействие государства и права; наличие у государства публичной (политической) власти; государственный суверенитет; территориальная организация населения; система налогов, сборов, займов. | ||
Д |
---|
Дееспособностьпредусмотренная нормами права способность и юридическая возможность лица своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности. Разновидностями дееспособности являются сделкоспособность, т.е. способность (возможность) лично, своими действиями совершать гражданско-правовые сделки, и деликтоспособность — предусмотренная нормами права способность нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение. | ||
Декларативные нормыположения программного характера; определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления | ||
Дефинитивные нормыформулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий | ||
Деяниедействие (бездействие), поступок | ||
Диспозитивный метод правового регулированияметод, при котором субъектам предоставляется свобода выбора вариантов поведения. | ||
Диспозицияструктурный элемент нормы права, который содержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения. По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной. | ||
Документписьменный акт, имеющий юридическое значение. | ||
Е |
---|
Естественное право | ||
З |
---|
Законобладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения. | ||
Законностьобщественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и отсутствии произвола в деятельности должностных лиц. Принципами законности являются: единство, всеобщность, целесообразность. | ||
Запрещениеспособ правового регулирования, который выражается в возложении обязанности воздерживаться от определенных действий (например, работодателю запрещено привлекать к сверхурочным работам несо-вершеннолетних). | ||
И |
---|
Идеология | ||
Императивный метод правового регулированияметод, предписывающий субъектам определенный вариант поведения в категоричной, властной форме. | |
Инкорпорациявид систематизации, в ходе которой действующие нормативные акты сводятся воедино без изменения их содержания, переработки и редактирования | ||
Институтв широком смысле — элемент социальной структуры, исторической формы организации и регулирования общественной жизни, совокупность учреждений, норм, ценностей, культурных образцов, устойчивых форм поведения. Существуют экономические институты (например, собственность, заработная плата), политические институты (государство, армия, партия) и др. | ||
Институт праваобособленная группа юридических норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида (институт права собственности в гражданском праве, институт ответственности должностных лиц в административном праве). В основе деления системы права на отрасли и институты лежат предмет и метод правового регулирования. | ||
Интерпретационные актыправовые акты компетентных государственных органов, содержащие результат официального толкования. | ||
Источник (форма) праваформа официального выражения общеобязательных предписаний, создаваемых органами государства в целях регламентации общественного порядка. Современные источники права — это официальные документы, содержащие правовую (общеобязательную) информацию, говорящую о правах, обязанностях либо ответственности физических или юридических лиц. | ||
К |
---|
Кодификациявид систематизации, который предполагает переработку норм права по содержанию и его систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (например, Своде законов, кодексе, основах законодательства и др.). | ||
Коллизионные нормыпризваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями. | ||
Конфедерациясоюз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.). | ||
Культураисторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. | ||
М |
---|
Международное правосложной комплекс юридических норм, создаваемых государствами посредством согласования своих интересов и формирующих самостоятельную правовую систему, которая функционирует во взаимодействии с правовыми системами государств. Предмет регулирования международного права — отношения между государствами (межгосударственные отношения) и отношения с участием различных участников международного общения (иные международные отношения). Наряду с этим нормы международного права в определенной мере предназначены для регулирования отношений в пределах юрисдикции государств (внутригосударственных отношений). | ||
Метод правового регулированиясовокупность приемов юридического воздействия на поведение людей, выработанных в результате длительного человеческого общения. | |
Монархияформа правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства — монарху (королю, царю, императору, шаху и т.д.), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением. Монархия бывает неограниченная и ограниченная (сословно-представительная, конституционная). | ||
Мораль | ||
Н |
---|
Норма праваобщеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников. | ||
Нормативный актофициальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения). | ||
Нормативный договорсоглашение двух или более субъектов, в котором содержатся юридические нормы, определяющие права и обязанности сторон (междугосударственные договоры, федеративный договор и др.). | ||
О |
---|
Обеспечительные нормы | ||
Общедозволительный тип правового регулирования | ||
Общественные отношениямногообразные связи между социальными группами, нациями, религиозными общинами, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической, культурной и другой деятельности. | ||
Общественный порядоксостояние урегулированности общественных отношений, основанное на реализации всех социальных норм и принципов. В отличие от правопорядка общественный порядок образуется под воздействием не только правовых, но и иных социальных норм: морали, обычаев, корпоративных, религиозных норм и т.д. | ||
Обществоисторически сложившаяся совокупность людей на определенной территории в результате совместной деятельности, характеризующаяся многообразием (экономических, политических, этических, религиозных и др.) отношений и целостностью организации жизни. | ||
Объект правонарушениято, чему правонарушением нанесен вред. Таковым является жизнь, здоровье, общественный порядок, собственность и т.д. | ||
Объективная сторона правонарушения | ||
Обычаиобщие правила, возникающие в результате постоянного воспроизводства конкретных образцов поведения и в силу длительности своего существования вошедшие в привычку людей. | ||
Обязываниеспособ правового регулирования, который выражается в предписании совершить какие-то действия (например, собственник жилого дома обязывается платить налоги). | ||
Оперативные нормыустанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т.п. | ||
Организация1) внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленное его строением; 2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого; 3) объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур. | ||
Относительное правоотношение | ||
Отрасль праваобособленная совокупность юридических норм, институтов, регулирующих однородные общественные отношения. Она отражает высокий уровень системообразующих связей, характеризуется определенной целостностью, автономностью. Отрасли подразделяются на материальные и процессуальные. В основе деления системы права на отрасли и институты лежат предмет и метод правового регулирования. | ||
Охранительные нормыфиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания. | ||
П |
---|
Позитивное правосистема общеобязательных, формально определенных норм, установленных и гарантируемых государством, содержащихся в законодательстве и других источниках юридических норм. Позитивное право — право, «исходящее от государства», закрепленное в официальных источниках. | ||
Политический режимметоды осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом. Основные виды политического режима — демократический и недемократический. | ||
Права гражданинасовокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативных правовых актах государства, и приобретенных правомочий, выработанных в ходе развития человека, общества и государства. | ||
Права личностиправомочия, принадлежащие конкретному индивиду в конкретной ситуации. | ||
Права человекаестественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни. Основные права и свободы человека и гражданина можно классифицировать по сферам жизнедеятельности общества (личные права, экономические, политические, социальные, культурные, экологические, информационные). | |
Правосистема общеобязательных формально определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушений. Главными признаками права выступают сознательно-волевой характер, нормативность, формальная определенность, обеспеченность государством, системность. | ||
Правовая культураобусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом прав и свобод человека. | ||
Правовая семьясовокупность правовых систем, выделенная на основе общности генезиса; общности источников форм закрепления и выражения норм права; структурного единства, сходства; общности принципов регулирования общественных отношений; единства терминологии, юридических категорий и понятий, а также техники изложения и систематизации норм права. В науке выделяют следующие правовые системы (правовые семьи): англосаксонскую (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.); романо-германскую (страны конти-нентальной Европы, Латинской Америки, некоторые страны Африки, а также Турция); религиозно-правовую (страны, исповедующие в качестве государственной религии ислам, индуизм, иудаизм); социалистическую (Китай, Вьетнам, КНДР, Куба); обычного права (экваториальная Африка и Мадагаскар). | ||
Правовая системацелостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государством) и используемый ими для достижения своих целей. | ||
Правовое воспитание | |
Правовое государственное принуждениетакое принудительное государственное воздействие, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах (четких процедурах). | ||
Правовое государствотакое государство, построение и деятельность которого основывается на принципах приоритета права, правовой защищенности человека и гражданина, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. | ||
Правовое регулированиецеленаправленное воздействие на общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств. | |
Правовой нигилизмотрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений. Правовой нигилизм может выступать в двух разновидностях, или формах, — теоретической (идеологической) и практической. | ||
Правовой обычайправило поведения, вошедшее в привычку народа вследствие его повторения в течение длительного времени, признанное государством как общеобязательная норма поведения, соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением. | ||
Правовой режимспецифика юридического регулирования определенной сферы общественных отношений с помощью различных юридических средств и способов. Как правило, различные сферы общественных отношений требуют различного сочетания способов, методов, типов | ||
Правовой статус личностиположение человека, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством. Различают общий (международный), конституционный (базовый), отраслевой, родовой (специальный) и индивидуальный правовые статусы личности. | ||
Правомерное поведениеобщественно-необходимое, желательное или социально допустимое, волевое действие дееспособного субъекта, соответствующее требованиям норм права. По субъективной стороне правомерное поведение подразделяется на социально-активное, законопослушное, конформистское и маргинальное. | ||
Правонарушениеобщественно вредное, противоправное, виновное действие дееспособного субъекта, влекущее юридическую ответственность. По степени общественной опасности и юридическому оформлению правонарушения подразделяются на преступления и проступки (административные, гражданско-правовые и дисциплинарные). | ||
Правоотношениевозникающая на основе норм права общественная связь, участники которой имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством. Правоотношение характеризуется сложным составом, состоит из трех элементов: субъекты, объект и содержание. Правоотношения можно разделить по отраслевому признаку на конституционные, гражданско-правовые, административно-правовые и т.д.; по характеру содержания — на общерегулятивные, регулятивные и охранительные; в зависимости от степени определенности сторон правоотношения могут быть относительными и абсолютными. | ||
Правопонимание | ||
Правопорядоксостояние упорядоченности общественных отношений, образовавшееся в результате практической реализации правовых норм. Принципами правопорядка являются: определенность, системность, организованность, государственная гарантированность, устойчивость, единство. | ||
Правосознаниесовокупность знаний, идей и чувств, характеризующая восприятие, оценку и отношение людей к правовым явлениям в реальной действительности. | ||
Правоспособностьпредусмотренная нормами права способность (возможность) лица иметь субъективные права и юридические обязанности. | ||
Правосубъектностьпредусмотренная нормами права способность (возможность) быть участником правоотношений. | ||
Правотворчестводеятельность компетентных органов государства по принятию, изменению и отмене нормативных правовых актов и юридических норм. | ||
Предмет правового регулированияфактические отношения людей, объективно нуждающиеся в правовом опосредовании. Круг их весьма широк и разнообразен — трудовые, управленческие, имущественные, земельные, семейные и др. Им присущи следующие черты: 1) это жизненно важные для человека и его объединений отношения; 2) это волевые, целенаправленные (разумные) отношения; 3) это устойчивые, повторяющиеся и типичные отношения; 4) это отношения поведенческие, за которыми можно осуществлять внешний контроль (например, юрисдикционными органами). | |
Презумпцияпредположение, признаваемое истинным, пока не доказано обратное. | ||
Применение прававластная деятельность компетентных органов и должностных лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу. Стадии применения права: установление круга фактических обстоятельств; юридическая оценка фактических обстоятельств, т.е. их юридическая квалификация; вынесение решения по юридическому делу. | ||
Пробел в законодательствеотсутствие конкретной нормы, необходимой для регламентации отношения, входящего в сферу правового регулирования. Способами преодоления пробелов в законодательстве выступают аналогия закона и аналогия права. | |
Р |
---|
Разрешительный тип правового регулирования | |
Регулятивные нормынепосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей различают три основных вида регулятивных норм: управомочивающие (предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий); обязывающие (содержащие обязанность совершения определенных положительных действий); запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения). | ||
Республикаформа правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Современные республики подразделяются на парламентарные и президентские. | ||
С |
---|
Санкцияструктурный элемент нормы права, который указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы. По степени определенности санкции подразделяются на абсолютно определенные (точно указанный размер штрафа), относительно определенные (лишение свободы на срок от 3 до 10 лет), альтернативные. | ||
Система законодательствасовокупность нормативных правовых актов, в которых объективируются внутренние и содержательные характеристики права. Она выступает внешним выражением, формой системы права. | ||
Система прававнутреннее строение (структура) права, отражающее объединение и дифференциацию юридических норм. | ||
Систематизация законодательства | ||
Содержание правоотношениясубъективные права и юридические обязанности, выражающие связь между субъектами (участниками) правоотношения. | ||
Состав правонарушениясовокупность субъективных и объективных признаков, необходимых и достаточных для характеристики деяния как правонарушения. Состав правонарушения включает в себя объект правонарушения, субъект правонарушения, объективную сторону и субъективную сторону правонарушения. | ||
Социальные нормысвязанные с волей и сознанием людей правила взаимодействия в обществе, возникающие в процессе его исторического развития, соответствующие определенному типу культуры и направленные на организацию общественных отношений. | ||
Способы толкованияприемы и средства, используемые для установления содержания правовых актов. К способам толкования относятся: грамматический, логический, систематический, историко-политический, специально-юридический, телеологический, функциональный. | ||
Структура правовой нормылогически согласованное внутреннее строение, обусловленное фактическими общественными отношениями, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, реально выраженное в нормативных правовых актах. Традиционно считается, что норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции. | ||
Субъект правонарушениялицо, совершившее правонарушение, правонарушитель. Им может быть только дееспособное (деликтоспособное) лицо. Субъектом может быть как индивид, так и организация. | ||
Субъекты правоотношенийучастники правоотношений, имеющие субъективные права и юридические обязанности. Их называют также субъектами права. Субъектами правоотношений могут быть индивиды, их организации и, как исключение, социальные общности. | ||
Судебный прецедентрешение суда высокой инстанции по конкретному делу, которому придан нормативный характер. Обязательным для всех нижестоящих судов является не все целиком решение или приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи (ratio decidendi). | ||
Т |
---|
Толкование праваинтеллектуально-волевая деятельность субъектов права по выяснению подлинного содержания правовых актов в целях их реализации и совершенствования. По субъектам толкования оно подразделяется на официальное (аутентическое, легальное, правоприменительное) и неофициальное (обыденное, профессиональное, доктринальное). | ||
У |
---|
Унитарное государствоцелостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т.д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами. | ||
Управомочивани | ||
Ф |
---|
Фактический составсовокупность двух или нескольких фактических обстоятельств, наличие которых необходимо для наступления юридических последствий. | ||
Федерациясложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и т.д.) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации. | ||
Форма государственного устройстватерриториальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями. Основные формы государственного устройства — унитарная и федеративная, редко встречающаяся форма — конфедерация. | ||
Форма правленияспособ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании. Основные формы правления — монархия и республика. | ||
Формальная определенностьпризнак права, означающий, что нормы права закреплены в официальных письменных источниках, изданных государством. | ||
Ю |
---|
Юридическая обязанностьпредусмотренная в норме права мера необходимого поведения обязанного лица в интересах управомоченной стороны, обеспеченная возможностью государственного принуждения. Юридическая обязанность имеет три основные формы: воздержание от запрещенных действий (пассивное поведение); совершение конкретных действий (активное поведение); претерпевание применяемых к обязанному лицу мер государст-венно-принудительного воздействия. | ||
Юридическая ответственностьприменение к правонарушителю мер государственного принуждения, выражающихся для него в лишениях, предусмотренных санкцией юридических норм. Основаниями юридической ответственности являются норма права, правонарушение и правоприменительный акт. | ||
Юридические фактыконкретные жизненные обстоятельства, вызывающие в соответствии с действием юридических норм возникновение, изменение или прекращение правоотношений. | ||