Философия. Спиркин А. Г.
1.2. Философия — есть теоретическое ядро мировоззрения
Философия существует и развивается не только как академическая наука, но и, например, в виде творений, которые через образную ткань искусства выражают гениальные философские воззрения.
Питер Брейгель Старший. Притча о слепых. 1568
В зависимости от того, как решается вопрос о соотношении духа и материи, мировоззрение может быть идеалистическим или материалистическим, религиозным или атеистическим.
Автор этой книги исходит из того, что материальное и духовное — это единое сущее, поскольку в рамках только материализма мы в принципе не в состоянии ответить на вопрос: кто в универсуме так мудро формообразует всё и вся и осуществляет регулятивную функцию.
Итоговое определение соотношения философии и мировоззрения можно сформулировать так: философия — это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.
О ценностных ориентациях. Нет и не было людей, душа которых не была бы преисполнена определенными иерархически выстроенными ценностными ориентациями.
Мы оцениваем вещи, события с чисто эмоциональной, религиозной, нравственной, эстетической, научной, философской, прагматической точек зрения. Отметим, что истинная сущность человека определяется не его отдельными качествами и порой случайными поступками, а преобладающими интересами и ценностными интересами.
О вере. Проблема ценностей в составе мировоззрения теснейшим образом связана с такими феноменами духа, как вера, идеалы и убеждения. У человека существует нравственно-психологическая необходимость веры: без нее, как и без доказательного знания, жить не только духовно, но и практически невозможно.
Нельзя отождествлять веру вообще с религиозной верой. Любой атеист тоже преисполнен веры. Например, мы верили в светлое будущее коммунизма. Но разве это — научное знание? Конечно, нет. Это самая настоящая, притом слепая, вера.
Советский плакат. 1951
При этом у человека существует нравственная или, говоря точнее, нравственно-психологическая необходимость веры: без нее, как и без доказательного знания, жить не только духовно, но и практически невозможно. Да никто и не живет — ни самый отъявленный пессимист, ни воинствующий атеист. При этом нельзя противопоставлять разум и веру или веру и знание как нечто «несовместное».
Об идеалах. Важной составляющей мировоззрения являются идеалы. Идеалы — это мечта и о самом совершенном устройстве общества, где все «по справедливости», и о гармонически развитой личности, и о разумных межличностных отношениях, и о нравственном, и о прекрасном, и о полной реализации своих возможностей на благо человечества. Идеалы, как правило, обращены в грядущее, однако случается, что их находят и в прошлом (вспомним эпоху Возрождения).
Пьетро да Кортона. Золотой век. Фреска. 1637
Об убеждениях. Своего рода «золотым куполом» храма мировоззрения являются убеждения — твердо составленная система взглядов. Убеждения составляют стержень мировоззрения и духовное ядро личности. Однако наши убеждения могут меняться и даже существенным образом в периоды, когда происходит смена парадигмы знания и коренная переоценка всех ценностей
Говоря об этом, Ф. М. Достоевский утверждал, что ему очень трудно рассказывать историю перерождения своих убеждений. От прошлых убеждений Достоевского, от того, во что он веровал в молодости, когда вошел в кружок В. Г. Белинского, не осталось и следа. Подобных примеров в истории литературы немного. Новейшее время, кроме Достоевского, может назвать только Ф. Ницше. Его разрыв с идеалами и учителями молодости был не менее резким и бурным, а вместе с тем и болезненно мучительным.
Ф. М. Достоевский
|
Ф. Ницше
|
Достоевский говорит о перерождении своих убеждений, а Ницше — о переоценке всех ценностей. В сущности, оба выражения — лишь разные слова для обозначения одного и того же процесса.
Подробнее о предмете философии вы можете прочитать в разделе «Вводное слово» базового учебника.
Таковы составляющие мировоззрения, теоретическим стержнем которого является система философских знаний. Для того чтобы осмыслить эту систему, разумеется, в самых общих чертах, мы прежде всего должны познакомиться с историей философии. Поскольку наша культура является дочерней по отношению к античной культуре, прежде всего философии, мы с нее и начнем, уделяя ей первоочередное и должное внимание.