В результате объединения восточнославянских племен начались процессы образования Древнерусского государства, которое по своим размерам и международному значению занимало в эпоху раннего Средневековья одно из ведущих мест среди европейских держав.

Образование Древнерусского государства вызвало много ожесточенных идеологических споров. Более 200 лет назад в исторической науке зародилась так называемая норманнская проблема. Дело в том, что древнейшие русские летописи упоминают о призвании в 862 г. в славянские земли князей-варягов, как русские источники именуют жителей Скандинавского полуострова. Другое название этих народов — норманны, т.е. «северные люди».

«“Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами”. И вызвалось трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю Русь, и пришли к славянам, и сел старший Рюрик в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варяг прозвалась Русская земля», — так писал в самом начале XII в. знаменитый летописец Нестор. Идеологические дискуссии вокруг «призвания варягов» начались еще позже — в XVIII в., после реформ Петра I и образования Академии наук. В первые десятилетия существования академии ее членами становились в основном ученые иностранного, как правило, немецкого, происхождения. Именно немецкие исследователи Г. З. Байер, Г. Ф. Миллер, А. Л. Шлецер создали норманнскую теорию, которая утверждала, что русская государственность была привнесена извне. Ее основателями назывались не славяне, а пришельцы — скандинавы, бывшие якобы носителями более высокой культуры. Однако уже в XVIII в. вслед за норманнской теорией появился и ее оппонент — антинорманнизм, основателями которого можно считать М. В. Ломоносова и В. К. Тредиаковского. М. В. Ломоносов справедливо называл славян древним народом, чья история началась задолго до прихода варяжских князей. Большинство историков XIX в. в той или иной степени были сторонниками норманнской теории. Вопрос о достоверности летописного сообщения ставился довольно редко, а дату призвания варягов считали началом русской государственности. В исторической науке ХХ в. норманнская теория подверглась беспощадной критике. Непримиримым ее противником стал крупный отечественный ученый, автор многих книг по истории Древней Руси Б. А. Рыбаков. В настоящее время большинство исследователей не отрицают определенного влияния норманнов на развитие русской государственности. Однако степень этого влияния не стоит преувеличивать.

Существует также точка зрения, что варяги были представителями южно-балтийского славянства, о чем есть упоминания в исторических источниках.

Вожди восточнославянских племен назывались князьями. О родословной и потомках племенных князей (в летописях упоминается только князь племени древлян Мал) ничего не известно.

 

Риc. 1.1

Русские князья и цари вели свою родословную от варяжского князя Рюрика. В предании о варяжских основателях династии русских князей нет ничего необычного. Правители всех времен и народов считали почетным иметь в своих родословных знатных иностранных предков. Мифические основатели Рима Ромул и Рэм считались потомками троянцев, многие итальянские аристократы вели свой род от германских вождей, швейцарские — от скандинавских. Сведений о жизни и деятельности Рюрика очень мало. Гораздо больше мы знаем о его ближайших наследниках.

 

Риc. 1.2

После смерти княжившего в Новгороде Рюрика варяги появились и на Днепре. Первый правитель Древней Руси, о котором сохранилась достоверная информация, — Олег. Согласно «Повести временных лет» он приходился родственником Рюрику. Захватив в 882 г. Киев, Олег назвал свою столицу «матерью городов русских». Так возникло объединенное государство восточных славян, получившее в исторической науке название «Киевская Русь». Олег удачно воевал с могущественной Византией, дважды — в 907 и 911 гг. — совершал набеги на Константинополь. Готовясь к походам, Олег собрал значительное войско, состоящее из славян, варягов и представителей других народов. Итогом стали два выгодных для Руси договора с греками.

 

Риc. 1.3

Наследником Олега стал Игорь, который, по некоторым сведениям, был сыном Рюрика. При Игоре продолжался процесс включения в состав единого Киевского государства различных племенных союзов. С помощью дружины князь осуществлял полюдье — периодический объезд подвластных земель с целью сбора дани. Однажды полюдье закончилось трагедией. В 945 г. киевский князь с дружиной посещал племя древлян. После того как дань была заплачена, Игорь покинул земли племени. Затем дружинники стали упрекать своего князя, что взято было мало. Игорь решил вернуться и потребовать еще. Совет племени отказался удовлетворить княжеские требования: «Повадится волк к овцам, то перетаскает все, если не убить его». Возмущенные древляне убили князя и сопровождавших его дружинников. Этот трагический эпизод свидетельствует о том, что в то время размер собираемой дани не был четко определен.

 

Риc. 1.4

Первой известной нам женщиной-правительницей на Руси была вдова Игоря Ольга. По некоторым сведениям, Ольга родилась недалеко от Пскова в семье простых людей. Летописи сохранили яркий рассказ о мести княгини за убитого во время полюдья мужа. Древляне предложили Ольге стать женой своего князя Мала. Первый раз послы древлян были заживо закопаны в землю, во второй — сожжены. Затем дружинники Ольги перебили древлян на поминальном пиру. В конце концов княгиня жестоко отомстила непокорному племени, спалив их столицу Искоростень. Возможно, летописный рассказ носит легендарный характер или дополняет действительность красивыми домыслами. Несомненно, что талантливая женщина сумела удержать власть над Киевом и всей Русью. При Ольге даннические повинности были регламентированы и сама дань стала свозиться в специально определенные места.

 

Риc. 1.5

Ольга — первая из русских, принявшая христианство. Произошло это в 957 г. в Константинополе. Русские летописи приводят красивую легенду о крещении княгини. Она якобы влюбила в себя византийского императора Константина. «Достойна ты царствовать с нами в столице нашей», — сказал ей Константин. Ольга ответила: «Я язычница. А если хочешь, чтобы я крестилась, то крести меня сам — иначе не крещусь». По просьбе Ольги император стал ее крестным отцом, после чего предложил стать своей супругой. Ольга напомнила Константину, что по христианским обычаям их брак теперь невозможен: «Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью. А у христиан не разрешается это — ты сам знаешь». Византийский владыка вынужден был признать, что Ольга перехитрила его. Богато одарив русскую княгиню, он с честью отпустил ее домой. Эта романтическая история — не более чем легенда. В 955 г. император Константин был женат. Однако факт принятия Ольгой христианства историками под сомнение не ставится. Русская православная церковь причислила Ольгу к лику святых.

Сын Игоря и Ольги Святослав Игоревич был талантливым полководцем. Большую угрозу для Руси представляли воинственные племена печенегов, жившие в Северном Причерноморье и давний враг славян — Хазарский каганат. Святослав разбил хазар и подчинил себе Волжскую Булгарию. Его власть признали многие народы Кавказа. В 968 г. Святослав совершил свой первый поход на Дунай и взял ряд принадлежавших Византии крепостей. Во втором походе в 969 г. Святослав воевал на Балканах против Византии в союзе с болгарами. После битвы при Доростоле войска Святослава были вынуждены покинуть Балканы. Возвращаясь из дунайского похода, Святослав был убит печенегами.

 

Риc. 1.6

Последнее изменение: среда, 23 декабря 2015, 15:48