Ксенофан из Колофона (ок. 565—473 до н.э.) — столь же философ, сколь и поэт — изложил свое учение стихами. Ксенофан высказал ряд оригинальных для своего времени мыслей, например о происхождении Земли, полагая, что она появилась из моря. В качестве аргументов он ссылался на то, что в отдалении от моря (в горах) находят раковины, а на камнях — отпечатки рыб и растений. (Это уже не мифология, а строгая логика научного порядка.)

Философские воззрения Ксенофана особо значимы для нас потому, что он стоял во главе монотеистов и во главе скептиков. Именно из его уст вырвался крик отчаяния: ничего нельзя знать достоверно! Секст Эмпирик приводит такие слова Ксенофана: «Ясно никто не постиг ничего и никто не постигнет!»

Ксенофан полагал, что есть лишь одно Бытие во многих видах и это одно — Бог. Ксенофана можно назвать монотеистом пантеистического толка.

Парменид (конец VII—VI в. до н.э.) — философ и политический деятель, центральная фигура Элейской школы. Парменид был признан своими согражданами одним из мудрых политических руководителей Элеи. Центральной идеей Парменида является бытие, соотношение мышления и бытия. Гениальна идея Парменида о том, что нет и не может быть пустого пространства и времени вне изменяющегося бытия: только бытие есть, небытия нет. Небытие невозможно ни познать, ни высказать: мыслимо только сущее. Нельзя отыскать мысль без бытия: мысль без бытия — ничто. Нужно отметить глубокую мудрость этой идеи: попробуйте помыслить то, чего нет, т.е. небытие. У вас ничего не получится.

Парменид увязывал духовный мир человека с такими детерминантами, как положение человека и уровень его телесной организации. Высшая степень организации дает и высшую степень мышления.

Зенон из Элеи (ок. 490—430 до н.э.) — философ и политический деятель, любимый ученик и последователь Парменида. Заслуги Зенона как философа очень велики, он развивал логику как диалектику. Обратимся к наиболее известному опровержению возможности движения — знаменитым апориям (парадоксам) Зенона, которого Аристотель назвал изобретателем диалектики.

Внутренние противоречия понятия о движении ярко выявляются в знаменитой апории «Ахиллес», где анализируется положение, при котором быстроногий Ахиллес никогда не может догнать черепахи. Почему? Апории Зенона связаны с диалектикой дробного и непрерывного в движении (а также самом пространстве-времени) и обнажают глубокую загадку того, как из неподвижности, видимого отсутствия измерений рождается движение.

Подробнее об этой апории Зенона читайте в п. 1.6 учебника.

Last modified: Tuesday, 26 May 2015, 1:26 PM