Для развития языковых навыков предлагается справочный материал для коррекции правильности чтения и словоупотребления, краткий грамматический обзор, большое количество разнообразных тренировочных упражнений и тестовых заданий. Для развития речевых навыков имеется обширная подборка текстов для аудирования и чтения, а также тем для устной беседы и дискуссии, что в целом предполагает возможность использования учебника для аудиторных занятий с такими категориями обучающихся, как студенты неязыковых вузов и колледжей, начиная с уровня Pre-Intermediate и кончая уровнем Upper-Intermediate, и для самостоятельных занятий и индивидуальных (в частности, с абитуриентами).

Учебник состоит из двух разделов (Sections). Раздел I, предназначенный для аудиторной работы под руководством преподавателя, содержит 30 уроков с упражнениями, охватывает правила чтения (уроки 1—4), поскольку умение правильно читать — это своего рода визитная карточка обучающегося, а также грамматику (уроки 5—22) и словоупотребление (уроки 23—30). Сведения по указанным разделам приводятся по возможности обобщенно и наглядно, а полученная информация закрепляется на занятии при помощи тренировочных упражнений и тестов. В каждом уроке имеется тема с вопросами для дискуссии и творческими заданиями и тексты с вопросами для проверки понимания содержания для аудирования и чтения.

Предлагаемые темы затрагивают достаточно широкий круг проблем, для обсуждения которых вполне достаточно словарного запаса, полученного в средней школе. Альтернативная формулировка темы подразумевает возможность неоднозначной трактовки рассматриваемого предмета, а вопросы предоставляют дополнительный материал для дискуссии. Целесообразно при этом выработать общий план предположительного ответа, который будет включать краткое вступление, перечисление возможных точек зрения относительно выбранной проблемы и характеристику их преимуществ и недостатков (for and against) и заключение, в котором следует выразить собственное отношение и присоединиться к одному из перечисленных мнений. Поскольку время на занятии обычно ограничено, желательно стремиться к тому, чтобы выступления были краткими и логичными. Беседа может протекать и в форме диалога; возможна также подготовка мини-презентаций по изучаемой тематике.

Текстовой материал уроков 1—22, помимо проверки понимания содержания, может быть выборочно использован для перевода и анализа грамматических форм, а также для пересказа. В последнем случае рекомендуются специально подобранные наиболее частотные клише, которые, как правило, используются при обучении элементам аннотирования и реферирования текста. Сам принцип логически последовательной передачи содержания прочитанного позволяет избежать излюбленного приема — пересказа текста слово в слово — и научить избирательному отношению к содержащейся информации: выделению основных моментов, иллюстративных фактов, обобщений и пр. Тексты различаются по уровню сложности и рассчитаны как на средний, так и на продвинутый уровни (регулирующим фактором здесь может быть время выполнения задания).

Тексты уроков 23—30 существенно больше по объему и сложности и предназначены в основном для изучающего чтения. В зависимости от уровня группы, однако, представляется возможным использовать их и при обучении другим видам чтения, например, поискового или просмотрового. Для уровня ниже Intermediate вместо этих текстов можно использовать менее сложные короткие тексты аналогичной тематики, предназначенные для аудирования, а вопросы для дискуссии использовать выборочно.

Уроки 23—30 нацелены на развитие навыков подготовленной и спонтанной речи и устранение наиболее типичных ошибок (возникающих из-за неумения правильно использовать приводимые в списках слова) как при переводе и пересказе, так и в разговорной речи. Для пополнения словарного запаса и активизации новой лексики имеется блок тренировочных, творческих и проверочных заданий. Критерием отбора лексических единиц — при отсутствии каких-либо четко установленных стандартов — послужила частотность их употребления. При этом в учебнике имеется ряд заданий повышенной сложности (например, на уточнение различий между словами-синонимами), рассчитанных на развитие чувства языка. Источником текстового материала послужили произведения таких авторов, как G. Mikes, J. Thurber, D. Wheatley и др., а также Интернет и английские и американские журналы (орфография оригиналов сохранена, чем объясняется разница в написании отдельных слов).

Раздел II предназначен для самостоятельной работы и тематически распадается на 12 частей, каждая из которых включает блок из 10 тестовых заданий для проверки и закрепления знаний грамматики и словоупотребления. Предлагаемые тесты — это не что иное, как стандартные упражнения, представленные в формате тестовых заданий, варьирующихся по уровню сложности и в соответствии с поставленной задачей: выбор, подстановка, подбор соответствий, поиск ошибок и выбор по критерию истинный — ложный. Тесты такого рода в настоящее время широко используются в отечественных вузах. В целом данный раздел можно рассматривать как своего рода продолжение и развитие предыдущего: каждая из 12 частей четко соотносится с уроками (5—30) раздела I и, таким образом, может служить источником дополнительных тренировочных и проверочных заданий для домашней работы.

В конце раздела II имеются различные проверочные сводные тесты, грамматические и лексические, позволяющие определить уровень владения языком (placement tests) и степень сформированности базовых языковых навыков. Представленные тесты по своей целевой направленности являются в основном обучающими (progress tests) и закрепляющими (achievement tests), а тесты на поиск ошибок представляется возможным использовать как для выявления пробелов в знаниях (diagnostic tests), так и для финального контроля (final tests).

Last modified: Monday, 28 December 2015, 6:38 PM