Семейное право. Агапов С. В.
В помощь преподавателю
Ко всему курсу
Методические рекомендации преподавателю
Дисциплина «Семейное право» играет важную мировоззренческую и методологическую роль в системе подготовки студентов юридического профиля. Она преподается в качестве одной из наук цивилистического цикла наряду с изучением базовой частноправовой отрасли дисциплины «Гражданское право» и направлена на углубление частноправовых знаний студентов. Вот почему одной из основных задач преподавателя является выработка навыков толкования и применения специальных семейно-правовых норм и уяснения их соотношения с другими отраслями права, в частности, с нормами гражданского и административного права.
Семейное право относится к вариативной части профессионального цикла и является одной из основных дисциплин частного права. Как правило, оно преподается студентам третьего курса, которые еще не имеют достаточного навыка в освоении специальных, отраслевых учебных дисциплин, поэтому одной из наиважнейших задач преподавателя является формирование определенных отраслевых категорий, позволяющих раскрыть сущность и содержание семейных отношений. Семейное право относится к учебным дисциплинам, имеющим большое практическое, прикладное значение.
Семья, материнство, отцовство и детство являются базовыми категориями, составляющими внутриотраслевую направленность правового регулирования. Всесторонняя реализация семейных прав и обязанностей гарантирована Конституцией РФ и вытекает из общего понимания базовых ценностей общества, признаваемых международными конвенциями.
Основным методом изучения курса является самостоятельная работа, включающая изучение монографий, научных статей и учебных пособий по семейному праву, а также нормативных актов и научно-практических комментариев к ним. Занятия со студентами проводятся в форме лекций и семинаров. Конкретные темы, изучаемые на лекциях и семинарах, должны соответствовать компетенциям, которыми должен овладеть обучающийся.
При проведении первых лекций необходимо обратить особое внимание на доступность материала и темп его изложения (возможность полноценного конспектирования), дать рекомендации по организации самостоятельной работы и обеспечить контроль за усвоением пройденного материала.
Лекция служит базисом, фундаментом, организующим началом работы студентов. На лекциях развивается интерес к изучаемому материалу, формируется мотивация для дальнейшего самостоятельного освоения предмета в полном объеме. В лекции раскрываются наиболее сложные вопросы и теоретические положения, показывая их практическую значимость, даются рекомендации по углубленному самостоятельному изучению теории семейного права и практики его применения.
Семинары проводятся по наиболее сложным теоретико-правовым проблемам, а также по вопросам, имеющим большую социальную и практическую значимость.
Семинары имеют целью углубить и закрепить знания обучаемых, научить их самостоятельно размышлять и делать правильные, соответствующие выводы. Подобные занятия служат для контроля преподавателем уровня подготовки студентов, развития умений и навыков написания докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений.
При проведении семинарских занятий преподаватель должен четко формулировать цель занятия и основные вопросы. После заслушивания докладов студентов необходимо подчеркнуть положительные аспекты их работы, обратить внимание на имеющиеся неточности и ошибки, дать рекомендации по подготовке к следующим докладам. Доклады, предполагающие анализ публикаций и (или) нормативных правовых актов по отдельным вопросам семинара, рекомендуется заслушивать в середине занятия. При подведении итогов обсуждения намеченных вопросов преподаватель оценивает каждого выступавшего студента, выделяя наиболее активных.
Семинары проводятся в форме разрешения конкретных правовых ситуаций (задач), написания проектов документов, в том числе процессуальных, составление расчетов, а также в виде деловых игр.
Основная задача данной формы обучения — сформировать у студентов практические навыки, умение применять накопленные теоретические знания.
Практическое занятие может включать в себя элементы индивидуального собеседования и совместного обсуждения студентами практических заданий в виде решения учебных задач, заданий из практикума, анализа тематических учебных казусов. Преподаватель должен осуществлять индивидуальный контроль работы студентов, проверять записи, сделанные студентами во время объяснений на теоретических занятиях, давать соответствующие рекомендации, в случае необходимости помочь студенту составить индивидуальный план работы по изучению данной учебной дисциплины, в том числе предложить помощь в подготовке домашнего задания или реферата.
Семинарское занятие рекомендуется условно разбить на пять частей: вводная часть, закрепление материала, контроль материала, практическая часть, заключительная часть. Вводная часть служит для контроля текущей посещаемости семинара с обязательной отметкой в журнале учебной группы и сообщений организационно-методического характера. Часть «закрепление материала» предназначена для ответов преподавателя на вопросы студентов, возникшие в ходе самостоятельного изучения темы семинара. Для лучшего понимания возможно также графическое отображение материала в виде опорных схем на доске. Здесь же преподаватель заслушивает подготовленные студентами доклады и сообщения. Часть «контроль материала» служит для проверки знаний студентов путем ответов на вопросы семинара, а также совместного размышления по дискуссионным вопросам. Студентам очной формы рекомендуется также задавать вопросы на повторение пройденных тем.
Практическая часть предназначена для решения тестов, задач, а также разбора существующей судебной практики по конкретным делам, просмотра и написания проектов документов. В заключительной части преподаватель подводит итоги семинара, определяет тему будущего занятия. Для лучшего усвоения материала возможна раздача как групповых, так и индивидуальных домашних заданий.
В целях контроля уровня подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе семинарских занятий может проводить самостоятельные и контрольные работы.
На очной форме обучения рекомендуется провести не менее двух контрольных работ.
В ходе изучения курса студентам может быть предложено написание реферата по наиболее актуальным проблемам семейного права. Также в рамках общего учебного процесса студент может написать по согласованию с преподавателем курсовую или выпускную квалификационную (дипломную) работу по выбранной теме. При этом студент осваивает навыки самостоятельной работы с материалом.
Для обучения студентов необходимо широко использовать активные и интерактивные формы проведения занятий (компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги, составление опорных схем, таблиц, графиков и др.), которые должны сочетаться с внеаудиторной работой с целью формирования и развития соответствующих профессиональных навыков обучающихся.
В преподавании дисциплины используются активные формы и методы обучения с учетом материалов конкретных судебных дел, применяются технические и программированные средства обучения.
Удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах, определяется главной целью подготовки бакалавра юриспруденции, особенностью контингента обучающихся, уровнем их успеваемости, а также содержанием изучаемой дисциплины в целом. В учебном процессе они должны составлять не менее 20% аудиторных занятий.
В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы соответствующих экспертов и ведущих специалистов в области семейного права.
При изложении материала дисциплины преподаватель должен обратить внимание на следующее:
- положения действующего семейного законодательства содержат пробелы, не успевая адекватно откликаться на изменяющиеся общественные отношения;
- судебная практика по реализации конкретных семейных отношений нередко отменяет действие отдельной некорректной нормы, поэтому ее изучение является необходимым элементом образовательного процесса;
- учебная литература содержит немалое количество научных взглядов и воззрений по одному и тому же вопросу или проблеме, опираясь на которые студентам предстоит сформировать свою собственную точку зрения.
Примерные варианты контрольных работ
Вариант 1
1. Предмет, метод и принципы семейного права.
2. Практическое задание к лекции 1, 2.
3. Условия заключения брака.
4. Составить схему порядка заключения брака.
5. Задачи и перспективы развития семейного законодательства в Российской Федерации.
Вариант 2
1. Субъекты семейных правоотношений.
2. Практическое задание к лекции 3, 4.
3. Расторжение брака в судебном порядке.
4. Составить схему оснований прекращения брака.
5. Функции семьи в современных условиях.
Вариант 3
1. Понятие брака по семейному праву и препятствия к его заключению.
2. Практическое задание к лекции 5, 6.
3. Права и обязанности родителей.
4. Составить схему лишения родителей родительских прав.
5. Понятие и правовые последствия признания брака недействительным.
Вариант 4
1. Законный режим имущества супругов.
2. Практическое задание к лекции 7, 8.
3. Понятие, субъекты и порядок усыновления.
4. Составить схему прав и обязанностей опекунов и попечителей.
5. Личные обязанности супругов в семейном праве.
Вариант 5
1. Алиментные обязательства родителей и детей.
2. Практическое задание к лекции 9, 10.
3. Способы защиты семейных прав и особенности их применения.
4. Составить схему источников семейного права.
5. Усыновление российских детей иностранными гражданами.
Примерные темы практических заданий
- Составление искового заявления о расторжении брака.
- Составление искового заявления о признании брака недействительным.
- Составление сравнительной таблицы законного и договорного режима имущества супругов.
- Составление брачного договора.
- Составление искового заявления об установлении отцовства.
- Составление искового заявления об оспаривании отцовства (материнства).
- Составление соглашения о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка.
- Составление соглашения об уплате алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка.
Примерные темы домашних самостоятельных заданий
- Предмет и метод семейного права. Источники семейного права.
- Социально-правовое понятие семьи. Функции семьи в обществе. Понятие члена семьи.
- Источники семейного права. Применение гражданского законодательства к регулированию семейных отношений.
- Субъекты семейных правоотношений. Право и дееспособность в семейном праве.
- Условия и препятствия к заключению брака. Порядок заключения брака.
- Основания и порядок расторжения брака в органах ЗАГС.
- Расторжение брака в судебном порядке: основания и порядок.
- Вопросы, разрешаемые судом при расторжении брака.
- Основания признания брака недействительным.
- Правовые последствия признания брака недействительным. Условия, исключающие недействительность брака.
- Общая совместная собственность супругов: основания возникновения, объекты.
- Раздельное имущество супругов.
- Раздел общего имущества супругов.
- Брачный договор: форма, содержание, субъекты. Изменение и расторжение брачного договора, признание его недействительным.
- Ответственность супругов по обязательствам.
- Установление происхождения детей.
- Добровольное признание отцовства: порядок, правовые последствия.
- Установление отцовства в судебном порядке. Установление факта признания отцовства и факта отцовства.
- Оспаривание отцовства (материнства).
- Права и обязанности родителей и детей.
- Лишение родительских прав: основания, субъекты, порядок, правовые последствия лишения родительских прав.
- Ограничение родительских прав: основания, порядок, субъекты, правовые последствия.
- Алиментное обязательство: основания возникновения, субъекты, содержание, основания прекращения.
- Особенности алиментной обязанности родителей по отношению к несовершеннолетним.
- Обязанность родителей по содержанию совершеннолетних нетрудоспособных детей.
- Условия возникновения алиментной обязанности между супругами и бывшими супругами.
- Порядок уплаты и взыскания алиментов. Задолженность по алиментным обязательствам.
- Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение алиментной обязанности.
- Соглашение об уплате алиментов: форма, содержание, субъекты. Изменение и прекращение алиментного соглашения, признание его недействительным.
- Усыновление: понятие, условия, требования, предъявляемые к усыновителям, порядок усыновления.
- Опека (попечительство) как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Основания возникновения, требования, предъявляемые к опекунам (попечителям), права и обязанности опекунов (попечителей).
- Приемная семья как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Основания создания, требования, предъявляемые к приемным родителям, права и обязанности приемных родителей и органов опеки и попечительства, основания прекращения.
Примерные варианты экзаменационных вопросов
1. Предмет и метод семейного права.
2. Понятие семейного права, его система и функции.
3. Место семейного права в системе российского законодательства.
4. Принципы семейного права.
5. Понятие и классификация источников семейного права.
6. Действие семейного законодательства.
7. Основные этапы развития науки семейного права.
8. Понятие, структура и характеристика семейных правоотношений.
9. Виды семейных правоотношений.
10. Понятие семьи, члена семьи, родства и свойства в семейном праве.
11. Семейная правоспособность и дееспособность граждан.
12. Основания возникновения семейных прав и обязанностей.
13. Понятие и особенности осуществления семейных прав.
14. Способы защиты семейных прав.
15. Исковая давность в семейном праве и особенности ее применения.
16. Понятие брака и условия его заключения.
17. Порядок регистрации брака.
18. Обстоятельства, препятствующие заключению брака.
19. Понятие и основания прекращения брака.
20. Основания и порядок расторжения брака в органах ЗАГС.
21. Основания и порядок расторжения брака в судебном порядке.
22. Понятие и основания признания брака недействительным.
23. Правовые последствия признания брака недействительным.
24. Виды личных неимущественных прав супругов.
25. Законный режим имущества супругов.
26. Раздел общего имущества супругов.
27. Понятие и особенности брачного договора.
28. Ответственность супругов по обязательствам.
29. Установление происхождения детей.
30. Порядок государственной регистрации рождения ребенка.
31. Оспаривание материнства и отцовства.
32. Виды личных неимущественных прав ребенка.
33. Право ребенка на имя, отчество и фамилию.
34. Имущественные права несовершеннолетних детей.
35. Права и обязанности родителей.
36. Права и обязанности несовершеннолетних родителей и родителя, проживающего отдельно от ребенка.
37. Основания, порядок и правовые последствия лишения и ограничения родительских прав.
38. Понятие, виды и особенности алиментных обязательств.
39. Основания прекращения уплаты алиментов.
40. Алиментные обязательства родителей и детей.
41. Алиментные обязательства супругов и бывших супругов.
42. Алиментные обязательства других членов семьи.
43. Порядок уплаты и взыскания алиментов.
44. Соглашение об уплате алиментов.
45. Порядок и виды устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
46. Понятие, субъекты и порядок усыновления.
47. Основания, порядок и правовые последствия отмены усыновления.
48. Опека и попечительство над детьми.
49. Понятие и правовое регулирование приемной семьи.
50. Правовое регулирование брака и развода с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.
К лекциям
К лекции 1
Вопросы для обсуждения
1. Предмет и метод семейного права.
2. Понятие семейного права и его функции.
3. Место семейного права в системе российского законодательства.
4. Принципы семейного права и их правовое значение.
5. Система семейного права и ее значение в правоприменении.
Дискуссионные вопросы
1. Семейное право: самостоятельная отрасль или специальная часть гражданского права РФ.
2. Возможность достижения целей правового регулирования (п. 1 ст. 1 СК РФ).
К лекции 2
Вопросы для обсуждения
1. Классификация источников правового регулирования.
2. Международные источники семейного права.
3. Действие семейного законодательства.
4. История законодательства в области семейных правоотношений.
Дискуссионные вопросы
1. Задачи и перспективы развития семейного законодательства в Российской Федерации.
2. Основные направления государственной семейной политики в Российской Федерации.
3. Необходимость усиления публично-правовых начал в семейном праве.
К лекции 3
Вопросы для обсуждения
1. Понятие, структура и характеристика семейных правоотношений.
2. Субъекты семейных правоотношений.
3. Виды семейных правоотношений.
4. Основания возникновения семейных прав.
5. Понятие родства и свойства в семейном праве.
Дискуссионные вопросы
1. Семья как единый субъект семейных правоотношений.
2. Понятие семьи в социологическом и юридическом смысле.
3. Функции семьи в современных условиях.
4. Соотношение семейной и гражданской правоспособности и дееспособности.
5. Определение круга близких родственников.
К лекции 4
Вопросы для обсуждения
1. Понятие и способы осуществления семейных прав.
2. Понятие и виды пределов осуществления семейных прав.
3. Способы защиты семейных прав и особенности их применения.
4. Соотношение мер защиты и мер ответственности в семейном праве.
5. Исковая давность в семейном праве и особенности ее применения.
Дискуссионные вопросы
1. Право на защиту семейных прав как принцип и самостоятельное субъективное право.
2. Проблема создания ювенальных судов для защиты прав несовершеннолетних.
3. Особенности юридических фактов в семейном праве.
К лекции 5
Вопросы для обсуждения
1. Понятие брака по семейному праву.
2. Условия заключения брака.
3. Препятствия к заключению брака.
4. Порядок заключения брака.
Дискуссионные вопросы
1. Брак как социальный институт. Правовые запреты и социальная толерантность.
2. Проблема определения минимального возраста вступления в брак в законодательстве субъектов РФ.
3. Увеличение круга лиц, между которыми не допускается заключение брака.
4. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак.
К лекции 6
Вопросы для обсуждения
1. Понятие и основания прекращения брака.
2. Расторжение брака в органах ЗАГС.
3. Расторжение брака в судебном порядке.
4. Правовые последствия прекращения брака.
5. Основания восстановления брака.
6. Понятие и правовые последствия признания брака недействительным.
Дискуссионные вопросы
1. Добровольность прекращения брака как критерий волеизъявления сторон. Относимость и допустимость.
2. Критерии фиктивного брака. Законодательные минимумы и судебная практика.
3. Необходимость санации брака (ст. 29 СК РФ).
К лекции 7
Вопросы для обсуждения
1. Понятие, особенности и виды личных супружеских правоотношений.
2. Законный режим имущества супругов.
3. Раздел общего имущества супругов на основании договора и в судебном порядке.
4. Понятие, особенности и характеристика брачного договора.
5. Ответственность супругов по обязательствам.
Дискуссионные вопросы
1. Достижимость цели брачного союза (п. 3 ст. 31 СК РФ).
2. Личные обязанности супругов в семейном праве.
3. Проблема момента возникновения общей совместной собственности.
4. Соглашение о разделе имущества в браке и брачный договор.
5. Брачный договор — универсальный инструмент регуляции имущественных отношений.
6. Супруги как солидарные должники в кредитных отношениях.
К лекции 8
Вопросы для обсуждения
1. Установление происхождения детей.
2. Установление отцовства в судебном порядке.
3. Порядок государственной регистрации рождения ребенка.
4. Оспаривание отцовства и материнства.
5. Права несовершеннолетних детей.
6. Права и обязанности родителей.
7. Лишение родителей родительских прав.
8. Основания, порядок и правовые последствия лишения и ограничения родительских прав.
Дискуссионные вопросы
1. Генетическая дактилоскопия как основное доказательство судебного установления отцовства.
2. Минимальный возраст учета мнения ребенка.
3. Неклассические имена детей: право и прихоть родителей.
4. Лишение родительских прав: санкция или мера ответственности.
К лекции 9
Вопросы для обсуждения
1. Понятие, виды и особенности алиментных обязательств.
2. Основания прекращения уплаты алиментов.
3. Понятие и характеристика соглашения об уплате алиментов.
4. Ответственность за несвоевременную уплату алиментов.
5. Алиментные обязательства родителей и детей.
6. Алиментные обязательства супругов и бывших супругов.
7. Алиментные обязательства других членов семьи.
Дискуссионные вопросы
1. Увеличение общего срока выплаты алиментов на детей, обучающихся по очной форме в образовательных учреждениях до 23 полных лет.
2. Уплата алиментов как обременение членов семьи. Пределы взыскания и освобождение от оплаты.
3. Необходимость алиментных обязательств между воспитанниками и фактическими воспитателями.
К лекции 10
Вопросы для обсуждения
1. Порядок и виды устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Понятие, субъекты и порядок усыновления.
3. Основания и правовые последствия отмены усыновления.
4. Права и обязанности опекунов и попечителей.
5. Понятие и правовая природа договора о передаче ребенка в приемную семью.
6. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей в организации для детей-сирот.
Дискуссионные вопросы
1. Усыновление как альтернатива рождению. Медицинские и законодательные ограничения. Охрана тайны усыновления.
2. Возможность усыновления ребенка одиноким гражданином.
3. Посредническая деятельность при усыновлении детей.
К лекции 11
Вопросы для обсуждения
1. Источники правового регулирования семейных отношений с участием иностранных граждан.
2. Особенности заключения и расторжения брака с участием иностранных граждан.
3. Личные неимущественные и имущественные права супругов.
4. Правовое регулирование отношений между родителями и детьми и другими членами семьи с участием иностранцев и лиц без гражданства.
Дискуссионные вопросы
- Обязанность иностранных граждан при заключении брака на территории Российской Федерации соблюдать условия, предусмотренные национальным законодательством брачующихся.
- Усыновление российских детей иностранными гражданами