История России. История России в 1917—2015 гг. Кириллов В. В., Бравина М. А. Модуль 3
Методическое введение
Сущность исторического знания. Что такое история? Существуют разные ответы на этот вопрос. Историю можно рассматривать и как процесс развития природы, общества и человека, и как комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии.
Бесспорно, что в центре истории находится человек. Существует естественное право человека знать свое прошлое, историю. Кто мы и откуда? Почему мы такие? Где наши корни? Какую дорогу мы прошли и почему именно такую?
История — это прежде всего область человеческой деятельности. Выдающиеся ученые прошлого (М. Т. Цицерон, Ф. Бэкон, Н. М. Карамзин, В. О. Ключевский и др.) отмечали важность и необходимость изучения истории. Н. М. Карамзин, в частности, писал: «История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зеркало их бытия и деятельности; завет предков потомству; дополнение изъяснения настоящего и пример прошлого».
Однако, на наш взгляд, наиболее точно это сформулировал английский историк и философ Робин Джордж Коллингвуд (1889—1943), который в своем основном произведении «Идея истории» дал простой и гениальный тезис: «Для чего нужна история? Для человеческого самопознания». Иными словами, изучая историю, человек познает самого себя, поэтому благодаря истории мы узнаем, что человек сделал и, тем самым, что он собой представляет. В этом и заключается значение истории.
Источники и методы изучения истории. Историческими источниками называется все, что отражает исторический процесс, дает нам возможность изучать прошлое человечества. Что же может послужить таким источником? Несколько десятилетий назад историческая литература выработала систему классификации исторических источников, основанную на принципе носителя информации. С этой системой согласны далеко не все исследователи. Следует помнить, что всякая классификация условна. На наш взгляд, традиционная схема как нельзя лучше позволяет увидеть все многообразие исторических источников, находящихся на вооружении исторической науки. Большинство авторов выделяют шесть типов источников.
1. Письменные источники. Принято считать, что древнейшим видом письменности была пиктография, т.е. письмена-рисунки, которыми пользовались еще первобытные люди. Именно от таких рисунков происходит иероглифическое письмо. Письменность, в которой обозначаются не предметы мысли, словосочетания или слова, а звуки языка, также возникла еще в глубокой древности. Изобретателями первого алфавита считаются финикийцы — народ, живший на восточном побережье Средиземного моря после 1200 г. до н.э. Славянская азбука была изобретена в IX в. на основе греческого алфавита христианскими миссионерами Кириллом и Мефодием. Первые дошедшие до нас письменные памятники, созданные на древнерусском языке, относятся к XI в. Письменные источники включают в себя и древние летописи, и мемуары, и статьи из газет и журналов, и делопроизводственные документы, и статистические материалы, и многое другое. Важным источником может стать даже художественная литература, ведь произведения писателей и поэтов как нельзя лучше отражают быт, нравы, общественные настроения той или иной эпохи.
2. Вещественные источники. Такими источниками могут быть названы и найденное археологом орудие труда первобытного человека, и передаваемый из поколения в поколения фамильный сервиз, и хранящиеся в музее старинные часы, и любой другой предмет, помогающий нам изучать историю человечества.
3. Этнографические источники. К ним относятся культурные, религиозные, бытовые традиции разных народов. Доставшиеся нам по наследству от предков обычаи, нормы поведения, обряды, праздники — составная часть исторической памяти человечества.
4. Устные источники. С этим типом источников сталкивался любой из нас, кто хоть раз слушал воспоминания о пережитом своих родителей, бабушек и дедушек. Многое произошло на глазах и сохранилось в памяти ныне живущих людей: Великая Отечественная война, кратковременная «оттепель» 1950—1960-х гг., перестройка, распад СССР. Кто-то при этом оставался пассивным наблюдателем, а кто-то волей судьбы оказывался в самой гуще событий. Рассказы очевидцев могут стать очень ценным источником и дать основу для серьезного исторического исследования.
5. Аудиовизуальные документы отображают фото-, кино- и видеодокументы, звукозапись. Как известно, фотография появилась в середине, а кино — в самом конце XIX в. В ХХ в. фотография стала цветной, а кинематограф начал говорить. Относительно недавно появились видеозаписи. Отснятые на фото-, кино- и видеопленку материалы позволяют «остановить» мгновение, оживить невозвратно ушедшее прошлое.
Исследование и изучение истории осуществляется с помощью определенных методов, т.е. научно обоснованных правил и приемов, обеспечивающих пути и способы исследования и обучения. В современной исторической науке основными являются:
— описательно-повествовательный метод, с которого начинается любое историческое исследование; он связан с природой общественных отношений, их особенностями и качественным своеобразием; описание — важная предпосылка и условие понимания сущности явлений;
— биографический метод, предполагающий изучение личности на основе всесторонней оценки ее жизни и деятельности применительно к историческому процессу; является одним из самых ранних, ибо еще в древности история понималась не более как биография великий людей;
— сравнительно-исторический метод, являющийся одним из самых широко применяемых в познании истории; основан на установлении сходства или различия между изучаемыми явлениями, позволяет выявить с помощью сравнения общее и особенное, фазы и тенденции исторического процесса;
— ретроспективный метод, характеризующий взгляд в прошлое и активизирующий мысль исследователя от современности к прошлому и в том числе позволяющий проверить выводы прежних исторических исследований данными современной науки;
— метод терминологического анализа, подразумевающий владение исторической терминологией с целью изучения фактов, событий и явлений через анализ закрепленных в языке исторических терминов и понятий;
— статистический метод, основанный на сборе, измерении и анализе массовых количественных данных о процессах и явлениях общественной жизни;
— проблемно-хронологический метод, позволяющий разделить объемную тему на ряд более узких проблем, каждая из которых рассматривается в хронологической последовательности;
— структурно-системный метод, который изучает общество как сложную систему с множеством разнообразных (экономических, политических, социальных, идеологических и т.п.) связей, находящихся во взаимосвязи и постоянной динамике.
Источники и методы изучения истории позволяют приблизиться к познанию исторической истины.