Безопасность жизнедеятельности. Белов С. В.
Тематический план
-
-
Знать современную структуру Вселенной; этапы развития человечества и среды его обитания; основные опасности; этапы развития человеко- и природозащитной деятельности и ее структуру в России;
Уметь оценивать причины возникновения опасностей современной техносферы на индивидуальном, региональном и глобальном уровнях;
Владеть основными понятиями человеко- и природозащитной деятельности — БЖД, ЗОС (техносферная безопасность), культура безопасности. -
Просмотреть
-
Просмотреть
-
-
Просмотреть Получить оценку
-
2. Основы учения о человеко- и природозащитной деятельности. Естественные, естественно-техногенные, антропогенные и антропогенно-техногенные опасности
Знать основные принципы ноксокологии; основы взаимодействия системы «человек — среда обитания» (закон Куражсковского, закон Шелфорда); естественные,естественно-техногенные, антропогенные и антропогенно-техногенные опасности, действующие на человека в быту и на производстве, в региональном и глобальном пространствах; критерии допустимого воздействия потоков, критерии травмоопасности потоков, концепцию приемлемого риска; показатели негативного влияния реализованных опасностей;
Уметь классифицировать опасности по количественным и качественным показателям; оценивать масштабы негативного влияния опасностей на человека и природу;
Владеть навыком составления паспорта опасности; методами анализа и прогнозирования влияния естественных и антропогенных опасностей на человека.
-
Просмотреть
-
Просмотреть
-
Просмотреть
-
Просмотреть
-
-
Просмотреть Получить оценку
-
Знать классификацию вредных веществ по степени опасности и их воздействие на здоровье человека; влияние вибрации, акустического шума, ифра- и ультразвука на организм человека; источники электромагнитных полей и нарушения функций в системах организма человека; Уметь различать виды воздействия вредных веществ и оценивать их эффекты; рассчитывать уровни вибрации, звукового давления и интенсивности шума; оценивать воздействие электромагнитных полей на человека от различных источников;
Владеть навыками оценки воздействия на человека указанных техносферных опасностей.
-
4. Воздействие на человека лазерного и ионизирующего излучений, электрического тока и различных механизмов
Знать природу образования лазерного и ионизирующего излучения и их негативные воздействия на организм человека; влияние электрических сетей на человека и окружающую материальную среду; возможность возникновения опасностей при механических воздействиях на человека
Уметь анализировать возможность возникновения опасностей от негативного влияния лазерного и ионизирующего излучений , при повреждении электрических сетей, механических воздействиях; на основе расчетных параметров принимать решение о снижении уровня опасностей от указанных источников;
Владеть приемами правильного поведения при обращении с данными источниками негативных воздействий и в случае возникновения опасной ситуации.
-
Знать результаты негативных региональных и глобальных воздействий на атмосферу, гидросферу и литосферу; причины возникновения чрезвычайных ситуаций; масштабы влияния и прогнозирование опасностей на человека и природу;
Уметь оценивать степень загрязнения атмосферы, гидросферы и литосферы от воздействия негативных источников; анализировать структуру выбросов загрязняющих веществ и их состав; применять соответствующие подходы для оценки ущерба здоровью при работе в неблагоприятных условиях труда;
Владеть навыками анализа негативных воздействий источников опасностей различных масштабов в производственной и бытовой средах.
-
Знать варианты взаимодействия объектов защиты (человек, природа) и опасных зон; общие тенденции достижения БЖД и ЗОС, основанные на методах защиты от опасностей (защитное зонирование, экобиозащитная техника, СИЗ);
Уметь проводить идентификацию опасностей техногенных источников; выбирать стратегии защиты от опасностей;
Владеть навыками идентификации опасностей техногенных источников; навыками расчета основных показателей вредных выбросов и определения их предельно допустимого воздействия.
-
Знать индивидуальные средств и устройств защиты для различных органов организма человека при выполнении работ, сопряженных с опасностями, и в случаях чрезвычайных ситуаций; стратегии разработки и реализации наиболее чистых производств и наилучших из доступных технологий для снижения негативного влияния производства на здоровье человека и природную среду; стратегию глобальной безопасности и устойчивого развития общества;
Уметь анализировать на основе экологической экспертизы и экологического менеджмента состояние природной среды территории с учетом негативных воздействий расположенных на ней производств;
Владеть навыками оценки выбора средств индивидуальной защиты для различных видов производственной деятельности; работы с нормативными документами — техническими регламентами — для осуществления экологического менеджмента объектов экономики на различных стадиях их жизненного цикла.
-
Знать факторы негативного перманентного воздействия окружающей среды (высокие и низкие температуры, отсутствие воздухообмена, недостаточность освещенности, загрязнение водных и пищевых ресурсов) на организм человека; особенности реализации защиты человека от повседневных естественных опасностей;
Уметь выбирать необходимые методы и способы защиты от повседневных естественных негативных воздействий для конкретных ситуаций; рассчитывать допустимые параметры воздействия постоянных негативных факторов для обеспечения нормального функционирования организма человека;
Владеть навыками оценки воздействия перманентных факторов естественных опасностей на человека в конкретной обстановке; способностью к принятию мер по ослаблению негативных повседневных воздействий на человека в любом их проявлении.
-
Знать методы и способы защиты человека от выбросов вредных веществ, вибраций , шумов и неионизирующих электромагнитных полей; оборудование и приборы, способствующие снижению вредных воздействий от указанных техногенных факторов;
Уметь определять меры защиты человека от воздействия вредных веществ, вибрации и шумов, неионизирующих электромагнитных полей; выбирать наиболее оптимальные способы и виды приборов и оборудования для снижения указанных негативных техногенных воздействий;
Владеть навыками контроля за соблюдением допустимых уровней влияния указанных техногенных факторов на основе их нормирования; приемами выбора и применения индивидуальных средств защиты от выбросов вредных веществ, вибраций, шумов и неионизирующих электромагнитных полей.
-
Знать основы нормирования допустимых значений воздействия на человека электромагнитных полей и излучений оптического диапазона и ионизирующих излучений; типы источников излучений; способы и методы защиты от указанных воздействий;
Уметь определять категории и классы работ по интенсивности и мощности инфракрасных, ультрафиолетовых, лазерных и радиоактивных излучений; правильно подбирать коллективные и индивидуальные средства защиты от негативных воздействий указанных излучений;
Владеть навыками организации защитных мероприятий по обеспечению безопасности работ при излучениях оптических диапазонов и ионизирующих излучениях; навыками применения средств защиты от негативного воздействия источников указанных излучений.
-
11. Защита пользователей компьютерной техники, обеспечение электробезопасности и защита от механического травмирования
Знать возможности защиты от негативного воздействия компьютерной техники; технические способы и средства обеспечения электробезопасности; средства и методы защиты от механического травмирования;
Уметь с учетом обеспечения безопасной работы правильно размещать в помещениях компьютерную технику; применять меры защиты от поражения током при прямом и косвенном прикосновении к электроустановкам; разбираться в знаках безопасности, предупреждающих о возможности механического травмирования;
Владеть правильными приемами работы за компьютером с целью снижения возможных профессиональных заболеваний; навыками организации безопасной эксплуатации электроустановок; приемами обеспечения безопасности эксплуатации подъемно-транспортного оборудования.
-
12. Минимизация антропогенных опасностей и защита урбанизированных территорий и природных зон от опасного воздействия техносферы
Знать основные направления минимизации антропогенных опасностей; способы защиты урбанизированных территорий от негативного воздействия техносферы; нормативные документы, содержащие регламентированные показатели допустимых значений негативного воздействия техногенных факторов на природные зоны и урбанизированные территории;
Уметь оценивать по определенным показателям способность человека к работе оператором или диспетчером технических систем; в зависимости от опасного воздействия техносферы (выбросы, стоки, отходы и т.п.) на урбанизированные территории и природные зоны анализировать сложившуюся ситуацию и соответственно выбирать наиболее эффективные средства защиты;
Владеть навыками обучения основам безопасности и проведения инструктажа с работающими с целью сокращения антропогенных опасностей; применения методов и способов защиты территорий от вредных выбросов объектов экономики; сточных вод, твердых промышленных и бытовых отходов, ртутьсодержащих и радиоактивных отходов.
-
-
Просмотреть Дать ответ на задание Получить оценку
-