Тематический план

  • Дополнительные материалы

  • 1. Возникновение учений о безопасности жизнедеятельности человека и защите окружающей его среды

    Знать

    современную структуру Вселенной; этапы развития человечества и среды его обитания; основные опасности; этапы развития человеко- и природозащитной деятельности и ее структуру в России;

    Уметь

    оценивать причины возникновения опасностей современной техносферы на индивидуальном, региональном и глобальном уровнях;

    Владеть основными понятиями человеко- и природозащитной деятельности — БЖД, ЗОС (техносферная безопасность), культура безопасности.
  • 2. Основы учения о человеко- и природозащитной деятельности. Естественные, естественно-техногенные, антропогенные и антропогенно-техногенные опасности

    Знать

    основные принципы ноксокологии;  основы взаимодействия системы «человек — среда обитания» (закон Куражсковского, закон Шелфорда); естественные,естественно-техногенные, антропогенные и антропогенно-техногенные опасности, действующие на человека в быту и на производстве, в региональном и глобальном пространствах; критерии допустимого воздействия потоков, критерии травмоопасности потоков, концепцию приемлемого риска; показатели негативного влияния реализованных опасностей;

    Уметь

    классифицировать опасности по количественным и качественным показателям; оценивать масштабы негативного влияния опасностей на человека и природу;

    Владеть

    навыком составления паспорта опасности; методами анализа и прогнозирования влияния естественных и антропогенных опасностей на человека. 

  • 3. Воздействие на человека вредных веществ, шумов, вибраций и электромагнитных полей

    Знать классификацию вредных веществ по степени опасности и их воздействие на здоровье человека; влияние вибрации, акустического шума, ифра-  и ультразвука на организм человека; источники электромагнитных полей и нарушения функций в системах организма человека;
    Уметь

    различать виды воздействия вредных веществ и оценивать их эффекты; рассчитывать уровни вибрации, звукового давления и интенсивности шума; оценивать воздействие электромагнитных полей на человека от различных источников;

    Владеть

    навыками оценки воздействия на человека указанных техносферных опасностей.

  • 4. Воздействие на человека лазерного и ионизирующего излучений, электрического тока и различных механизмов

    Знать

    природу образования лазерного и ионизирующего излучения и их негативные воздействия на организм человека; влияние электрических сетей на человека и окружающую материальную среду; возможность возникновения опасностей при механических воздействиях на человека

    Уметь

    анализировать возможность  возникновения опасностей от негативного влияния лазерного и ионизирующего излучений , при повреждении электрических сетей, механических воздействиях; на основе расчетных параметров принимать решение о снижении уровня опасностей от указанных источников;

    Владеть

    приемами правильного поведения при обращении с данными источниками негативных воздействий и в случае возникновения опасной ситуации.

  • 5. Региональные и глобальные воздействия и масштабы влияния опасностей на человека и природу

    Знать

    результаты негативных региональных и глобальных воздействий   на атмосферу, гидросферу и литосферу; причины возникновения чрезвычайных ситуаций; масштабы влияния и прогнозирование  опасностей на человека и природу; 

    Уметь

    оценивать степень загрязнения атмосферы, гидросферы и литосферы от воздействия  негативных источников; анализировать структуру выбросов  загрязняющих веществ и их состав; применять соответствующие подходы для оценки ущерба здоровью при работе в неблагоприятных условиях труда;

    Владеть

    навыками  анализа негативных воздействий источников опасностей различных масштабов в производственной и бытовой средах.

  • 6. Безопасность объектов защиты

    Знать

    варианты взаимодействия объектов защиты (человек, природа) и опасных зон; общие тенденции достижения БЖД и ЗОС, основанные на методах защиты от опасностей (защитное зонирование, экобиозащитная техника, СИЗ);

    Уметь

    проводить идентификацию опасностей техногенных источников; выбирать стратегии защиты от опасностей;

    Владеть

    навыками идентификации опасностей техногенных источников; навыками расчета основных показателей вредных выбросов и определения их предельно допустимого воздействия.

  • 7. Индивидуальные средства защиты. Малоотходные технологии. Стратегия глобальной безопасности

    Знать

    индивидуальные средств и устройств защиты для различных органов организма человека при выполнении работ, сопряженных с опасностями, и в случаях чрезвычайных ситуаций; стратегии разработки и реализации наиболее чистых производств и наилучших из доступных технологий для снижения негативного влияния  производства на здоровье человека и природную среду; стратегию глобальной безопасности и устойчивого развития общества;

    Уметь

    анализировать   на основе экологической экспертизы и экологического менеджмента   состояние природной среды  территории с учетом негативных воздействий расположенных на ней производств;

    Владеть

    навыками оценки выбора средств индивидуальной защиты для различных видов производственной деятельности; работы с нормативными документами  — техническими регламентами — для осуществления экологического менеджмента объектов экономики на различных стадиях их жизненного цикла.

  • 8. Защита человека от естественных опасностей

    Знать

    факторы негативного перманентного воздействия окружающей среды (высокие и  низкие температуры, отсутствие воздухообмена, недостаточность  освещенности, загрязнение водных и пищевых ресурсов) на организм человека; особенности реализации защиты человека от повседневных естественных опасностей;

    Уметь

    выбирать необходимые методы и способы защиты от повседневных  естественных негативных воздействий для конкретных ситуаций; рассчитывать допустимые параметры воздействия постоянных негативных факторов для обеспечения нормального функционирования организма человека;

    Владеть

    навыками оценки воздействия перманентных факторов естественных опасностей на человека в конкретной обстановке; способностью к принятию мер по ослаблению негативных повседневных воздействий на человека в любом их проявлении.

  • 9. Защита от выбросов вредных веществ, вибраций, шумов и неионизирующих электромагнитных полей

    Знать

    методы и способы защиты человека от выбросов вредных веществ, вибраций , шумов и неионизирующих  электромагнитных полей; оборудование и приборы, способствующие снижению вредных воздействий от указанных техногенных факторов;

    Уметь

    определять меры защиты человека от  воздействия вредных веществ, вибрации и шумов, неионизирующих электромагнитных полей; выбирать наиболее оптимальные способы и виды приборов и оборудования для снижения  указанных негативных техногенных  воздействий;

    Владеть

    навыками контроля за соблюдением допустимых уровней влияния указанных техногенных факторов на основе их нормирования; приемами выбора и применения индивидуальных средств защиты от выбросов вредных веществ, вибраций, шумов и неионизирующих электромагнитных полей.

  • 10. Защита от электромагнитных полей и излучений оптического диапазона и ионизирующих излучений

    Знать

    основы нормирования допустимых значений воздействия на человека электромагнитных полей и излучений оптического диапазона и ионизирующих излучений; типы источников излучений; способы и методы защиты от указанных воздействий;

    Уметь

    определять категории и классы работ по интенсивности и мощности инфракрасных, ультрафиолетовых, лазерных и радиоактивных излучений; правильно подбирать коллективные и индивидуальные средства защиты от негативных воздействий указанных излучений;

    Владеть

    навыками организации защитных мероприятий по обеспечению безопасности работ при излучениях оптических диапазонов и ионизирующих излучениях; навыками применения средств защиты от негативного воздействия источников указанных излучений.

  • 11. Защита пользователей компьютерной техники, обеспечение электробезопасности и защита от механического травмирования

    Знать

    возможности защиты от негативного воздействия компьютерной техники; технические способы и средства обеспечения электробезопасности; средства и методы защиты от механического травмирования;

    Уметь

    с учетом обеспечения безопасной работы правильно размещать в помещениях компьютерную технику; применять меры защиты от поражения током при прямом и косвенном прикосновении к электроустановкам; разбираться в знаках безопасности, предупреждающих о возможности механического  травмирования;

    Владеть

    правильными приемами работы за компьютером с целью снижения возможных профессиональных заболеваний; навыками организации безопасной эксплуатации электроустановок; приемами обеспечения безопасности эксплуатации подъемно-транспортного оборудования.

  • 12. Минимизация антропогенных опасностей и защита урбанизированных территорий и природных зон от опасного воздействия техносферы

    Знать

    основные направления минимизации антропогенных опасностей; способы защиты урбанизированных территорий от негативного воздействия техносферы; нормативные документы, содержащие  регламентированные показатели допустимых значений негативного воздействия техногенных факторов  на природные зоны и урбанизированные территории;

    Уметь

    оценивать  по определенным показателям способность человека к работе оператором или диспетчером технических систем; в зависимости от опасного воздействия техносферы (выбросы, стоки, отходы и т.п.) на урбанизированные территории и природные зоны анализировать сложившуюся ситуацию  и соответственно выбирать наиболее эффективные средства защиты;

    Владеть

    навыками обучения  основам безопасности и  проведения инструктажа с  работающими с целью сокращения антропогенных опасностей; применения методов и способов защиты территорий от вредных выбросов объектов экономики; сточных вод, твердых  промышленных  и  бытовых отходов, ртутьсодержащих и радиоактивных отходов.

  • Итоговый контроль