Главной формой эксплуатации земледельческого населения Древнерусского государства в Х — середине XII в. оставалась государственная дань — налог. Правившая за своего малолетнего сына княгиня Ольга провела ряд важных реформ, из которых самой значительной была налоговая реформа 946—947 гг. В результате этой реформы система полюдья была отменена и заменена уплатой дани (уроки), которая собиралась в административных центрах (погостах) специальными княжескими чиновниками (тиунами). К данному периоду относится также начальный этап формирования на Руси индивидуальной крупной земельной собственности — вотчины. Княжеская вотчина (домен) начала оформляться еще во второй половине Х в. В этот период уже существовали княжеские села и охотничьи угодья. В середине XI в. княжеские вотчины было законодательно закреплены в «Правде Русской». В XI в. появляется земельная собственность у бояр, дружинников и церкви. Но вотчинная форма собственности не играла еще существенной роли, так как ее удельный вес был незначителен, а основная часть территории находилась в корпоративной (государственной) собственности военно-дружинной знати, реализуемой через систему даней.

http://st03.kakprosto.ru/images/article/2011/11/4/1_5254fd8b551205254fd8b5515e.jpg

Рерих Н. Собирают дань

           Корпорацией, которую составлял господствующий слой Древней Руси, в этот период продолжала оставаться дружина. В связи с этим созданную Рюриковичами державу часто определяют как «дружинное государство». Дружины существовали как у самого киевского князя, так и у его сородичей. В дружинной организации сформировалась внутренняя иерархия.

           Верхушку дружинного слоя представляла «старейшая дружина» (старшая дружина); ее члены именовались боярами, или мужами. Из наиболее авторитетных ее представителей при князе создавался совет — дума (образовавшаяся из военных советов эпохи «военной демократии»), участвовавшая в формировании основ государственно-политической и экономической жизни. Низшим слоем дружинной организации была «молодшая дружина» (младшая дружина).

           По мере складывания с конца Х в. структуры единого государства формируется и разветвленный аппарат управления. Князья назначают из числа старших дружинников посадников — своих наместников для управления в городах, воевод — предводителей различных по численности и назначению военных отрядов, занимающихся также их формированием, тысяцких — высших должностных лиц в дружинной организации (существовали также сотские и десятские), данников — сборщиков поземельных податей, вирников — судебных чиновников, собиравших денежные штрафы за убийство (виру), мытников — сборщиков торговых пошлин, а также других мелких должностных лиц. Из состава дружинной корпорации выделяются управители княжеского вотчинного хозяйства — тиуны и старосты (с XII в. они включаются и в систему государственного управления).

           В Древней Руси продолжали действовать народные собрания — веча, которые из племенных сходок превратились в собрания свободных горожан. Решающая роль на вече принадлежала боярам и старцам градским.

           С укреплением княжеской власти и аппарата управления значение вечевой организации стало резко снижаться. Лично свободное сельское население, но обложенное данью, а также рядовые горожане именуются в источниках люди. Их зависимость выражалась прежде всего в уплате ежегодного оброка. Лично зависимое население вотчин, а также несвободные слуги назывались челядью (челядинами) и холопами. Их неполноправное положение было закреплено законодательно. Так, за убийство холопа уплачивался всего лишь штраф в пять гривен, шедший его господину в качестве возмещения ущерба. Особую категорию населения составляли смерды. Вопрос об их положении — предмет давнего спора в историографии. Вероятно, смерды — это группа полувоенного-полукрестьянского населения, зависимого от князя.

           Во второй половине XI в. появляется слой общинников, которые были вынуждены обращаться к землевладельцам с просьбой о займе («купе») или о заключении договора («ряда») на условиях выдачи такому закупу, или рядовичу, в долг рабочего скота или зерна. Таким образом они вступали в долговую зависимость и вынуждены были работать на господина до полного расчета.

           Социальные движения в Древней Руси.

           Подробнее вопрос рассмотрен в базовом учебнике.

           Развитие Древнерусского государства характеризуется серьезными социально-политическими изменениями, повлиявшими на эволюцию восточно-славянского общества и его социальную стратификацию. Феодализация общества в IX—XII вв. происходила сложно и противоречиво.

           Крупные социальные волнения на Руси относятся уже к тому периоду, когда ее первые правители направили усилия на подчинение своей власти союзов племенных княжений. Так, противодействие диктату Киева выразилось в восстании древлян против киевского князя Игоря в 945 г. Непосредственными причинами выступления послужили усиление недовольства родоплеменной знати господством киевского князя и увеличение размеров собираемой с них дани. В данном случае интересы главы союза племенных княжений древлянского князя Мала и рядовых общинников полностью совпали. Древляне убили Игоря во время дополнительного полюдья. Впоследствии его вдова княгиня Ольга — правительница Руси в 945—957 гг. — жестоко отомстила им.

           С образованием государства Русь происходили перемены в социальной структуре общества. Шел неизбежный процесс дифференциации общества, сопровождавшийся распадом родоплеменных отношений, а формировавшаяся княжеско-боярская дружинная верхушка вела наступление на земли свободных общинников — людей и смердов.

Иванов С. Христиане и язычники

           В летописях сохранилось описание значительного социального движения в Северо-Восточной Руси в 1024 г. Социальным взрывом городских низов воспользовались языческие жрецы-волхвы, которые попытались превратить социальный протест в религиозный.

           Наиболее значимыми являются городские восстания, которые происходили в Киеве в 1068 и 1113 г. Так, восстание киевлян в 1068 г. было связано с разгромом половецкими ордами войска сыновей Ярослава Мудрого на р. Альте. Следующим крупным выступлением в Киеве стали события 1113 г. Восстание в Киеве заставило княжеско-боярскую верхушку Русских земель на время прекратить междоусобицы, что позволило Владимиру Мономаху в годы его правления восстановить государственное единство Руси и обеспечить стабильность ее социально-политического развития. Однако достигнутый в древнерусском обществе социальный мир не был длительным.

           Особое значение в этот период приобрели вечевые органы управления, возглавляемые боярской и посадской верхушкой, которая то поддерживала, то отвергала того или иного претендента на княжеский стол.

           На первые десятилетия XII в. приходится заключительный этап формирования «боярско-республиканского» политического устройства в «Господине Великом Новгороде», в этот период окончательно утверждается институт посадничества. Замещение посадничих должностей исключительно новгородскими боярами привело к существенным социальным последствиям, которые выражались прежде всего в соперничестве боярских группировок Великого Новгорода, вовлекавших в свои распри и городские низы.

           Утратив контроль над назначением посадников, киевский великокняжеский стол на некоторое время еще сохранял свое влияние в Новгороде за счет назначения туда князя, являвшегося наместником великого князя киевского. В мае 1136 г. по приговору веча князь был заключен под стражу, а затем выслан из города. Впоследствии князья в Великом Новгороде правили лишь по приглашению городской общины.

           После событий 1136 г. в Новгороде усилились позиции боярства. Таким образом, под влиянием социального движения, объединившего верхушку новгородского общества и его социальные низы, в первой половине XII в. складываются институты боярской республики. В 1156 г. были проведены первые независимые от киевского митрополита выборы новгородского епископа (позднее — архиепископа).

           Важной вехой в развитии древнерусской общественно-политической мысли стало появление «Поучения» Владимира Мономаха (1099). В этом произведении князь Владимир говорит об идеальном русском князе, который беспрекословно подчиняется старшему в роде, живет в мире и согласии с равными себе князьями, не притесняет «младших» князей и бояр, по возможности избегает ненужного кровопролития, строго соблюдает христианские заповеди, неустанно трудится. Одной из обязанностей князя Мономах считает праведный суд, защиту смердов, убогих и вдовиц от притеснений. Свои наставления он подкрепляет примерами из собственной жизни.

Последнее изменение: вторник, 19 мая 2015, 16:03