Милетцы положили начало собственно философскому подходу к вопросу происхождения сущего, осуществили прорыв своими воззрениями, в которых однозначно был поставлен вопрос: «Из чего все?» Ответы у них разные.

Фалес (ок. 625—547 до н.э.) произвел буквально переворот в мировоззрении, выдвинув идею субстанции — первоосновы всего, обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев начало всего во влаге: ведь она пронизывает собой все. Аристотель сказал, что Фалес впервые попытался найти физическое начало без посредства мифов.

Ему впервые пришла мысль о единстве мироздания. Эта идея, однажды родившись, никогда уже не умирала: она сообщалась его ученикам и ученикам его учеников... Фалес, как и его преемники, стоял на точке зрения гилозоизма.

Гилозоизм (от греч. hyle — вещество, материя и zoe — жизнь) — воззрения, согласно которым жизнь есть имманентное свойство материи, сущее — само по себе движущееся, а вместе с тем и одушевленное.

Анаксимандр (ок. 610 — после 540 до н.э.) — преемник Фалеса, он первым возвысился до оригинальной идеи бесконечности миров. За первооснову сущего он принял апейрон — неопределенную и беспредельную субстанцию: ее части изменяются, целое же остается неизменным. Все существующее как бы рассыпано в виде крохотных долек. Так малые крупицы золота образуют целые слитки, а частички земли — ее конкретные массивы.

Анаксимен (ок. 585—525 до н.э.) — третий представитель Милетской школы. Полагал, что первоначалом всего является воздух, мысля его как бесконечное и видя в нем легкость изменяемости и превращаемости вещей. Согласно Анаксимену, все вещи возникли из воздуха и представляют собой его модификации, образующиеся путем его сгущения и разряжения.

О семи мудрецах, одним из которых считался Фалес, читайте в п. 1.3 учебника.

Последнее изменение: вторник, 26 мая 2015, 13:25