Философия. Спиркин А. Г.
2.4. Пифагор и его школа
Пифагор (VI в. до н.э.), теорему которого о соотношении длин катетов и длины гипотенузы прямоугольного треугольника мы учим в школе, был тоже озабочен проблемой «из чего все?», но решал ее иначе, чем милетцы. «Все есть число» — вот его исходная позиция. Пифагорейцы видели в числе и математических отношениях объяснения скрытого смысла явлений, законов природы. Они изучали зависимость характера звучания музыкальных инструментов от длины струн, искали простые числовые отношения в геометрии и астрономии. Культура такого типа мышления развивается до сей поры.
Об особенностях пифагорейской школы читайте в п. 1.4 учебника.
У математиков арабского Востока теорема Пифагора получила название «теорема невесты» за сходство чертежа с бабочкой — по-гречески нимфой. При переводе с греческого на арабский переводчик, не обратив внимания на чертеж, перевел слово «нимфа» как «невеста».
Пифагор (фрагмент «Афинской школы» Рафаэля, 1509—1511)
На черной доске изображена схема пифагорейской гармонии — системы, в которой октава двояким образом составляется из квинты и кварты.