Анаксагор (ок. 500—428 до н.э.) считается первым ученым-профессионалом, целиком посвятившим себя науке. Анаксагор, как и все досократики, испытывал сильное влияние принципа всеобщей текучести сущего. Анаксагор так излагал свои воззрения: греки ошибаются, думая, будто что-нибудь имеет начало или конец; ничто не зарождается и не разрушается, ибо все есть скопление и выделение прежде существовавших вещей. Поэтому все, что образуется, можно назвать смешением-разделением. Значит, не было акта творения, а было и есть только устроение. Что сочетает элементы? Какая сила из неисчислимого множества стихий-зародышей устраивает всеобъемлющую гармоническую систему? Эта сила, говорил Анаксагор, есть Разум (нус) — сила, движущая Вселенной.

Анаксагор различал материальное и нематериальное начала сущего и определял последнее по аналогии с разумным духом человека. Таким образом, им впервые введено понятие универсального начала.

Последнее изменение: вторник, 26 мая 2015, 13:27