Платон (427—347 до н.э.) — великий мыслитель, не только философ, но и блестящий мастер художественного слова, умеющий затронуть тончайшие струны человеческой души.

Об отношении идей к вещам. По Платону, мир по природе двойствен: в нем различается видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей. Так, отдельные деревья появляются и исчезают, а идея дерева остается неизменной. Мир идей являет собой истинное бытие, а конкретные, чувственно воспринимаемые вещи — нечто среднее между бытием и небытием: они только тени идей, их слабые копии.

Существенной составляющей мировоззрения Платона является вера в богов. Платон считал ее важнейшим условием устойчивости общественного миропорядка.

О познании и диалектике. Платон полагал, что ощущения и восприятия обманывают человека. Он даже советовал для познания истины «закрыть глаза и заткнуть уши», дав простор разуму.

Платон подошел к познанию с позиций диалектики. Особенно подробно Платон разрабатывал диалектику единого и многого, тождественного и иного, движения и покоя и т.д. Для философии природы Платона характерна ее связь с математикой. Платон анализировал диалектику понятий. Это имело огромное значение для последующего развития логики.

Воззрения на общество и государство. В рассмотрении проблемы общества и государства Платон опирался на излюбленную им теорию идей и идеала. Государством призваны управлять только аристократы как лучшие и наиболее мудрые граждане, а земледельцы и ремесленники должны добросовестно выполнять свою работу, и им не место в органах государственного управления. Охранять государство должны стражи порядка, образующие силовую структуру, которые не должны иметь личной собственности, обязаны жить изолированно от других граждан, питаться за общим столом. «Идеальное государство», по Платону, должно всемерно покровительствовать религии, воспитывать в гражданах благочестие, бороться против всякого рода нечестивых. Эти же цели должна преследовать и вся система воспитания и образования.

 

Не вдаваясь в подробности, следует сказать, что учение Платона о государстве — это утопия.

Об идее души, о категориях и об этических воззрениях Платона — см. § 1.12 учебника.

Последнее изменение: вторник, 26 мая 2015, 13:27