Выдающимися представителями эпикуреизма являются Эпикур (341—270 до н.э.) и Тит Лукреций Кар (ок. 99—55 до н.э.). Это философское направление относится к рубежу старой и новой эры. Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта личности в сложном историческом контексте того времени.

Эпикур развивал идеи атомизма и впервые в истории философской мысли выдвинул идею об объективности случайности.

По Эпикуру, жизнь и смерть одинаково не страшны для мудреца:

«Пока мы существуем, нет смерти; когда смерть есть, нас более нет».

Основным принципом этики эпикурейцев является удовольствие — принцип гедонизма (от греч. hedone — удовольствие). При этом проповедуемые эпикурейцами удовольствия отличаются чрезвычайно благородным, спокойным, уравновешенным и часто созерцательным характером

По мысли Эпикура, нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и, наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно!

Римский поэт, философ и просветитель, один из выдающихся эпикурейцев Тит Лукреций Кар в своей поэме «О природе вещей» изящно, в поэтической форме изображает легкую и тонкую, всегда подвижную картину воздействия, которое на наше сознание оказывают атомы путем истечения особых эйдолов, в результате чего возникают ощущения и все состояния сознания.

В заключение следует сказать, что Демокрита, Эпикура, Лукреция и др. у нас привыкли толковать только как материалистов и атеистов.

А. Г. Спиркин: «Вслед за блестящим знатоком античной философии и моим близким другом А. Ф. Лосевым я придерживаюсь точки зрения, согласно которой античная философия вообще не знала материализма в европейском смысле слова».
Последнее изменение: вторник, 26 мая 2015, 13:29