6.4. Понимание <a href="https://moodle.opentechnology.ru/mod/glossary/showentry.php?eid=4922&displayformat=dictionary" title="Глоссарий: права" class="glossary autolink concept glossaryid170">права</a> в мировой и отечественной юриспруденции

Право — настолько уникальный, сложный и общественно необходимый феномен, что на протяжении всего времени его существования научный интерес к нему не только не исчезает, но и возрастает. Вопросы правопонимания принадлежат к числу «вечных» Но лишь в последнее время ученые стали задаваться вопросом, что значит понимать право.

Правопонимание — это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.

Правопонимание всегда субъективно, оригинально, хотя представления о праве могут совпадать у группы лиц и у целых слоев, классов.

Знания об отдельных структурных элементах экстраполируются на право в целом.

Такие элементы правопонимания, как знания, оценки, могут передаваться другим людям, а исследователь-ученый оставляет после себя еще и письменные представления о праве. Другими словами, образ права, сложившийся в умах наших предшественников и выразившийся в виде той или иной концепции, оказывает заметное влияние на формирование правопонимания у потомков.

При рассмотрении различных теорий и взглядов о праве необходимо учитывать следующие обстоятельства:

  • исторические условия функционирования права и рамки культуры, в которых жил и работал исследователь;
  • философскую, нравственную, религиозную, идеологическую позиции познающего его субъекта;
  • основу той или иной концепции;
  • устойчивость концепций в одних случаях и их динамичность, способность адаптироваться к развивающимся общественным отношениям — в других.

В зависимости от того, что рассматривается в качестве источника правообразования — государство или природа человека, различают естественно-правовую и позитивистскую теории права.

Естественно-правовые взгляды берут начало еще в Древней Греции и Древнем Риме. Они связаны с именами Демокрита, Сократа, Платона и отражают попытки выявления нравственных, справедливых начал в праве, заложенных самой природой человека.

Закон стремится помочь жизни людей. Но он может этого достигнуть только тогда, когда сами граждане желают жить счастливо: для повинующихся закону закон — только свидетельство их собственной добродетели

Демокрит

Естественно-правовая теория прошла сложный путь развития, ее популярность, всплески расцвета всегда были связаны со стремлениями людей изменить свою жизнь к лучшему — это и эпоха Возрождения, и эпоха буржуазных революций, и современная эпоха перехода к правовому государству. Среди видных последователей этой теории можно назвать Жан-Жака Руссо, Шарля Монтескье, Томаса Гоббса и др.

Позитивистская теория права (Карл Бергбом, Габриэль Феликсович  Шершеневич и др.) возникла в значительной степени как оппозиционная «естественному праву». В отличие от естественно-правовой теории, для которой основные права и свободы первичны по отношению к законодательству, позитивизм вводит понятие «субъективное право» как производное от объективного права, установленного, созданного государством. Государство делегирует субъективные права и устанавливает юридические обязанности в нормах права, составляющих закрытую совершенную систему. Позитивизм отождествляет право и закон.


К. Бергбойм

Г. Ф. Шершеневич

В зависимости от того, в чем усматривалась основа (базовый элемент) права — норма права, правосознание, правоотношение — сформировались нормативистская, психологическая и социологическая теории.

Нормативистская теория основана на представлении о том, что право — это совокупность норм, внешне выраженных в законах и иных нормативных актах. Автором данной концепции считают Ганса Кельзена, по мнению которого право представляет собой стройную, с логически взаимосвязанными элементами иерархическую пирамиду во главе с «основной нормой». Юридическая сила и законность каждой нормы зависит от «вышестоящей» в пирамиде нормы, обладающей более высокой степенью юридической силы.


Г. Кельзен

Современное понимание права в рамках этой теории можно выразить следующей схемой.

Психологическая теория, родоначальником которой является Лев Иосифович Петражицкий, правом признает конкретную психическую реальность — правовые эмоции человека. Последние носят императивно-атрибутивный характер и подразделяются: а) на переживание позитивного права, установленного государством; б) переживание интуитивного, личного права. Интуитивное право и выступает регулятором поведения человека и потому рассматривается как реальное, действительное право.


Л.  И. Петражицкий

 

Социологическая теория права зародилась в середине XIX в. Наиболее видными представителями социологической юриспруденции были Леон Дюги, Сергей Андреевич Муромцев, Евгений Эрлих, Роско Паунд. Социологическая теория рассматривает право как эмпирическое явление. Основной постулат ее состоит в том, что «право следует искать не в норме или психике, а в реальной жизни». В основу понятия права положено общественное отношение, защищенное государством. Нормы закона, правосознание не отрицаются, но и не признаются правом. Они являются признаками права, а само право — это порядок в общественных отношениях, в действиях людей. Выявить суть такого порядка, разрешить спор в той или иной конкретной ситуации призваны судебные или административные органы.

Теологическая теория, так же как и аналогичное учение о государстве, объясняет происхождение права божественным промыслом. Она обосновывает свои утверждения о существовании высшего божественного закона посредством толкования Библии и других религиозных книг. Например, в качестве основных законов рассматриваются библейские заповеди Моисея — «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй» и др. При положительном значении духовных, нравственных начал данная теория уводит нас от реального значения права, необходимости его постоянного совершенствования.

Марксистская теория связывает происхождение права с расслоением общества на противоположные классы, развитием материального производства, появлением частной собственности и государства. На определенной стадии общественного развития возникает потребность и необходимость охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинился общим условиям производства и обмена (Фридрих Энгельс). Мононормы постепенно заменяются правилами поведения общего характера, закрепляемыми в письменных нормативных актах, обеспеченных принудительной силой государства.

Историческая теория отражает, с одной стороны, естественное историческое (временное) развитие права, с другой — духовно-социальные аспекты становления анализируемого явления. Представители этой теории утверждают, что право появляется самопроизвольно в процессе развития народного духа, оно есть органическое выражение духовной общности конкретного народа, объективный результат исторического развития (Фридрих Карл фон Савиньи, Георг Пухта).

Каждая из названных теорий, как видим,  имеет свои преимущества и недостатки, их появление и развитие обусловлены естественным развитием человеческого общества и свидетельствуют о необходимости и социальной ценности права в жизни людей.

Важно запомнить

1. Право — система общеобязательных формально определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушений.

2. Признаки права:

3. Социальное назначение права:

  • право нацелено на создание устойчивого, стабильного порядка в общественных отношениях;
  • оно обеспечивает свободу человека во всех сферах его жизнедеятельности;
  • на правовой основе формируются институты гражданского общества.

4. Естественно-правовая теория состоит: утверждает идею естественных, неотъемлемых прав человека; различает право и закон, естественное и позитивное право; концептуально соединяет право и нравственность.

5. Позитивизм вводит понятие «субъективное право» как производное от объективного права, установленного, созданного государством (государство делегирует субъективные права и устанавливает юридические обязанности в нормах права, составляющих закрытую совершенную систему).

6. Теологическая теория, так же как и аналогичное учение о государстве, объясняет происхождение права божественным промыслом.

7. Психологическая теория признает правом конкретную психическую реальность — правовые эмоции человека.

8. Социологическая теория в основу понятия права кладет общественное отношение, защищенное государством. Нормы закона, являются признаками права, а само право — это порядок в общественных отношениях, в действиях людей.

9. Марксистская теория связывает происхождение права с расслоением общества на противоположные классы, развитием материального производства.

10. Представители исторической теории утверждают, что право появляется самопроизвольно в процессе развития народного духа, оно есть органическое выражение духовной общности конкретного народа.

Последнее изменение: понедельник, 26 октября 2015, 18:37