История России. Зуев М. Н., Лавренов С. Я.
1.2. ЗАНЯТИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН, ИХ СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И КУЛЬТУРА
В период формирования древнерусской государственности основу экономического развития восточно-славянских союзов племенных княжений составляло земледелие. Специфику его ведения в различных регионах Восточной Европы определяли природно-климатические условия.
В южных степных и лесостепных районах, отличавшихся плодородием почвы и незначительными лесными массивами, земледелие было залежным: участок целины распахивали и в течение нескольких лет подряд засеивали, потом оставляли до восстановления естественного травяного покрова почвы, а затем использовали вновь. В северных районах, преимущественно покрытых лесами, применяли подсечную систему земледелия: деревья предварительно подрубали, после высыхания их сжигали, в результате удобренная золой почва в течение нескольких лет давала хороший урожай, после истощения этой земли расчищали новый участок, но по прошествии времени заброшенные пашни использовали вновь.
Среди зерновых культур преобладала пшеница, рожью засеивали лишь небольшие площади, сажали также просо, ячмень. Кроме того, восточные славяне занимались скотоводством (разводили крупный и мелкий рогатый скот, лошадей, свиней), охотой (в том числе для заготовок ценного меха), рыболовством, бортничеством и другими промыслами.
Постепенно, с развитием и совершенствованием земледелия, у восточных славян шел процесс обособления ремесла от сельского хозяйства; ремесленники (первоначально — кузнецы и гончары) начали выделяться в особую социальную группу. Стали возникать города как центры ремесла, торговли и административного управления. В укрепленной части города — детинце — находились дворы князей и знати, к ней примыкал посад, населенный ремесленниками и торговцами. Уже в IX в. существовало более 20 значительных городов, что вызывало восхищение у иностранных купцов и путешественников, побудив их называть «страну россов» Гардарики (швед. Gårdarike — букв. «страна городов»).
Иванов С. Торг в стране восточных славян
Как правило, города строились на торговых путях (Ладога, Новгород, Киев и др.), важнейшими из которых в IX—Х вв. были путь «из варяг в греки» (Балтийское (Варяжское)) море — р. Нева — Ладожское озеро — р. Волхов и Ловать, далее суда по системе волоков перетаскивались в Днепр — Черное море и Византия) и Волжский торговый путь (Финский залив — р. Волга — Каспийское море и страны мусульманского Востока). Вывозили в основном мед, воск, меха, рабов, а ввозили предметы роскоши (шелковые ткани, дорогое оружие, вина, с Востока также шел массовый приток серебряных монет). Внешняя торговля обслуживала потребности знати, а основная масса населения жила в условиях натурального хозяйства (при такой системе все необходимое для обеспечения жизни производилось и потреблялось в рамках индивидуальных семей и соседских общин). В связи с этим внутренняя торговля была незначительна.
Низшим звеном социальной организации у восточных славян была соседская (территориальная) община — вервь. Ее члены объединялись не по принципу родства, как это было принято в первобытной общине, а на основе совместного проживания на одной территории; дом, скот, орудия и результаты труда принадлежали составлявшим общину индивидуальным семьям; леса, луга, водные угодья находились в совместном пользовании членов общины; пахотная земля периодически перераспределялась между входившими в общину семьями. Соседские общины объединялись в племена, последние — в союзы племен.
Союзы племенных княжений представляли собой довольно сложный социальный организм. Их центром являлся укрепленный град, а некоторые грады со временем превращались в крупные городские центры, где происходили собрания свободных мужчин союза (веча), на которых они решали важнейшие вопросы. Однако усложнение общественной жизни в рамках союзов племен вело к выделению особого слоя — старейшин, которые стали управлять племенами, поэтому значение народных собраний постепенно начало снижаться. Еще в VI—VIII вв., т.е. в эпоху массовых миграций, военных походов славян и нередких столкновений между племенными союзами, ведущие позиции стал занимать слой профессиональных воинов-дружинников во главе с князем, в руках которого концентрировалась власть в союзах племен. В связи с этим последние определяются как племенные княжения. Обладая властью и военной силой, опираясь на свой авторитет и накопленные богатства, князья, дружинники, старейшины изымали у рядовых общинников часть произведенных ими продуктов. Таким образом, в IX в. в восточнославянском этносе, имевшем широкую неславянскую периферию, создались социально-экономические условия для формирования государственности.
Культура и религия восточных славян. Об уровне культуры славянских союзов племенных княжений известно крайне мало. Общее представление дает анализ архаических черт фольклора, сохранившихся в языке в виде обрядовых песен, погребальных плачей, загадок и сказок. О своеобразии прикладного искусства восточных славян свидетельствуют археологические находки, относящиеся к VI—VII вв., среди которых доминируют серебряные фигурки коней с золотыми гривами и копытами (находки в районе р. Рось). Изобразительное искусство и фольклор древних славян были неразрывно связаны с язычеством. Главными божествами славян являлись Даждьбог (божество Солнца), Велес (бог скота), Перун (бог грома), Сварог (бог огня). В честь этих богов ставились деревянные идолы, которым приносились жертвы. По мере усложнения социальной организации восточно-славянского общества происходили изменения и в языческом пантеоне: главным божеством военно-служилой знати стал Перун, превратившийся в покровителя князя и дружины.