История России. Зуев М. Н., Лавренов С. Я.
4.3. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ
Архитектура Древней Руси также достигла высокого уровня. К сожалению, памятники древнерусского деревянного зодчества до наших дней не сохранились. Немного дошло и каменных сооружений, поскольку значительная их часть была разрушена во время нашествия Батыя. Монументальное каменное строительство началось на Руси в конце Х в. после принятия христианства. На Руси не было еще опыта возведения сооружений из камня, поэтому принципы строительства были заимствованы из Византии. Приезжими греческими мастерами была возведена первая каменная постройка — Десятинная церковь в Киеве (конец Х в., разрушена в 1240 г.). Раскопки позволили выяснить, что это было мощное сооружение из тонкого кирпича, украшенное резным мрамором, мозаикой, глазурованными керамическими плитами, фресками. При Ярославе Мудром (ок. 1037) византийскими и русскими мастерами была возведена София Киевская — собор, сохранившийся до наших дней. Вслед за Софией Киевской был возведен Софийский собор в Новгороде (1045—1050). Хотя между этими архитектурными памятниками и существует явная преемственность, в облике Новгородской Софии уже угадываются черты будущего новгородского архитектурного стиля.
Храм Покрова на Нерли
С XII в. начался новый этап в развитии русской архитектуры, которую отличает меньшая монументальность зданий, поиск простых и в то же время искусных форм, строгость отделки. Кроме того, при сохранении общих черт архитектуры в разных центрах Руси вырабатываются местные стилевые особенности. В целом же зодчество этого периода отличает сочетание местных традиций, заимствованных из Византии форм и элементов западноевропейского романского стиля. Признанным шедевром древнерусской архитектуры является церковь Покрова на Нерли (1165), выделяющаяся стройностью и легкостью пропорций.
Подробнее вопрос рассмотрен в базовом учебнике.
Живопись Древнерусского государства. С принятием христианства под влиянием Византии на Руси появились новые виды монументальной живописи — мозаика и фреска, а также станковая живопись — иконопись. Уникальными памятниками светской живописи являются росписи стен Софии Киевской, далекие по своему характеру от обычных церковных росписей. Здесь изображены сцены княжеской охоты, музыканты, скоморохи, фантастические звери и птицы. Распространение письменности привело к возникновению еще одного вида живописи — книжной миниатюры. Древнейшие русские миниатюры отличались ярким орнаментом и обилием золота, например Остромирово (1057) и Мстиславово евангелия (между 1103 и 1117 г.).
Мозаика Софии Киевской
Русская культура домонгольского периода по праву стояла в одном ряду с западноевропейской и активно с ней взаимодействовала. Интенсивный культурный подъем Русских земель, бурное развитие самобытных региональных культурных центров были прерваны нашествием монголо-татарских завоевателей.