Вскоре после гибели Святослава Игоревича между его сыновьями началась междоусобная война. Победителем из нее вышел Владимир. Имя князя Владимира — одно из самых значимых в русской истории. Древнерусские книжники и современная православная литература называют этого князя равноапостольным. По православной традиции так именуют святых, послуживших распространению христианства. Родоплеменные культы языческих богов изжили себя. Русь нуждалась в религии с единым богом и единым вероучением. «Повесть временных лет» сохранила легенду о выборе будущей религии. Выслушав богословов разных конфессий, сравнив богослужения, Владимир остановился на греческой вере. В исторической памяти русского народа князь, крестивший Русь, остался как Владимир Красное Солнышко.

 

Риc. 1.7

Язычество на Руси. Древние славяне были язычниками. У них существовали представления о высших и низших божествах.

 

Риc. 1.8

Источники свидетельствуют о поклонении богу-громовержцу Перуну, покровителю скота Велесу, богу ветров Стрибогу и др. Наряду с мужскими божествами почитались и женские во главе с богиней плодородия Мокошью. Поклонение силам природы выражалось в вере в низшие божества, которых чаще всего называли по месту предполагаемого обитания домовыми, лешими, водяными и т.д.

 

Риc. 1.9

Попытка языческой реформы предшествовала введению христианства. В центре Киева были установлены идолы самых почитаемых славянских богов во главе с громовержцем Перуном. Однако традиционная древняя религия уже не соответствовала ни идеологическим потребностям формирующегося государства, ни реальным условиям раннего Средневековья: большинство европейских народов к тому времени исповедовали христианскую веру.

Христианство. Христианство возникло на территории Римской империи. Становление христианского вероучения происходило на семи вселенских соборах, проходивших с IV по VIII в. В конце IV в. империя распалась на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе (Византию). В 476 г. Западная Римская империя прекратила свое существование. Следствием распада империи стало размежевание Восточной и Западной христианских церквей. Основные богословские расхождения концентрировались на следующем вопросе: «От кого исходит Дух Святой?» Богословы Восточной церкви говорили, что Святой Дух исходит от Отца, а Западной — от Отца и Сына. Затем к богословским прибавились территориальные и экономический споры. Окончательный раскол (схизма) произошел в 1054 г. В христианской религии образовалось два основных течения: католицизм и православие. Позднее, в XVI в. возник протестантизм.

В 1-м тысячелетии нашей эры христианство распространилось среди большинства народов Европы. Первым христианским проповедником в землях восточных славян древнерусские летописи, а за ними и церковная традиция считают апостола Андрея Первозванного. Согласно «Повести временных лет» апостол плавал по Днепру, был в местах, где впоследствии возникли города Киев и Новгород. Достоверно известно, что последователи христианства были среди русских людей задолго до правления князя Владимира.

К концу Х в. потребность молодого государства в принятии новой веры стала очевидной. Монотеистическая религия была призвана укрепить власть великого князя. Будучи умным и дальновидным политиком, Владимир не мог не понимать, что принятие христианства укрепит международное положение Руси и будет способствовать ее приобщению к византийской культуре. Осуществлению планов князя Владимира способствовали политические обстоятельства. В Византийской империи вспыхнул мятеж полководца Варды Фоки. Византийские императоры — соправители Василий II и Константин VIII — обратились к киевскому князю с просьбой о военной помощи. В обмен на такую услугу князь Владимир потребовал от императоров отдать за него замуж их сестру принцессу Анну. Императоры согласились, но, разу­меется, при условии крещения Владимира. Дружина приняла участие в подавлении мятежа, но греческие правители свое обещание не выполнили. Тогда Владимир осадил город Корсунь (он находился в черте современного Севастополя) и вынудил византийцев выполнить обязательство. Там же, в Корсуни, Владимир и принял крещение. Его примеру последовали бояре и дружинники. Затем князь Владимир обратил в христианство свой народ. Русская летопись приводит яркий рассказ о свержении языческих идолов, которых князь велел изрубить или сжечь. «Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы... и приставил двенадцать мужей, колотить его жезлами. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывает людей в этом образе, — чтобы принял он возмездие от людей... И, притащив, кинули его в Днепр».

Крещение киевлян и свержение идолов не означало немедленной христианизации страны. Этот процесс затянулся на долгие десятилетия. Новая религия сталкивалась с пережитками языческих верований. Несколько раз вспыхивали антихристианские восстания. Все же делать акцент на насильственных методах приобщения Древней Руси к христианской религии, как это было в советские времена, не следует. Значение принятие христианства признают и верующие, и атеисты.

 

Риc. 1.10

Монотеистическая религия укрепила власть князя и тем самым государственность. Единая вера в отличие от языческих культов способствовала становлению этнического единства страны, ускорила процесс образования древнерусской народности. Вырос и международный авторитет Руси, правители христианских государств стали относиться к киевским князьям как к равным себе владыкам. Наконец, особое значение имело принятие христианства для развития русской культуры. Распространение христианства сопровождалось созданием на Руси великолепных памятников архитектуры и изобразительного искусства. Еще при жизни Владимира византийскими мастерами в Киеве была заложена церковь Пресвятой Богородицы. Так как князь отдал на строительство церкви десятую часть своих доходов, церковь стали называть Десятинной. До наших дней Десятинная церковь не сохранилась: она была разрушена при нашествии монголо-татар в 1240 г. Вместе с христианством к нашим предкам пришла азбука-кириллица, изобретенная в IX в. греческими миссионерами Кириллом и Мефодием. В XI в. зародилось русское летописание.

Летописи упоминают 12 сыновей князя Владимира, управлявших отдельными территориями. В 1014 г. один из них, Ярослав, княживший в Новгороде, отказался платить дань киевскому князю. Это, естественно, вызвало гнев Владимира, и он объявил о походе на земли непокорного сына. Однако войны между Владимиром и Ярославом не случилось: старый князь вскоре умер. После смерти отца между его наследниками началась междоусобная война, жертвами которой стали братья Борис и Глеб, убитые по приказу старшего брата Святополка. Эти два сына Владимира первыми из русских людей были официально причислены к лику святых. Победителем в борьбе за власть вышел Ярослав, прозванный летописцами Мудрым. При Ярославе Мудром Древнерусское государство достигло наивысшего могущества.

 

Риc. 1.11

О силе и международном авторитете Руси свидетельствует родство киевского князя с королевскими домами Европы. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе, его сын — на дочери византийского императора. Дочери Ярослава были выданы замуж за французского, норвежского и венгерского королей, внучка — за германского императора. В 1030 г. Ярослав совершил успешный поход в Прибалтику, где основал город Юрьев (ныне Тарту). Другим важным событием стал разгром печенегов в 1036 г. Долгие годы этот кочевой народ совершал набеги на русскую землю. После победы под Киевом Русь на некоторое время обезопасила себя от вторжения кочевников. Киев в эту эпоху стал одним из красивейших городов Европы.

Последнее изменение: среда, 23 декабря 2015, 16:07