История России. История России в XVIII — начале XX в. Кириллов В. В., Бравина М. А. Модуль 2
Компетенции (дисциплина «История России»)
По итогам прохождения курса студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);
- способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
- способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
- способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
- способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9).
Внимание! Нумерация кодов дисциплин согласно ФГОС поколения 3+ может различаться в разных направлениях и специальностях.
Представим компетенции в формате «знать-уметь-владеть».
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать
- основные направления, проблемы, теории и методы истории;
- движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества;
- различные подходы к оценке и периодизации истории;
- основные этапы и ключевые события истории России с древности до наших дней; выдающихся деятелей истории;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
уметь
- логически мыслить, вести научные дискуссии;
- работать с разноплановыми источниками;
- осуществлять эффективный поиск информации и критики источников;
- получать, обрабатывать и сохранять источники информации;
- преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
- формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
- извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения;
владеть
- представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма;
- навыками анализа исторических источников;
- приемами ведения дискуссии и полемики;
- способностью к работе в коллективе.
Интегрированным результатом изучения курса должно стать приобретение студентами общекультурных компетенций.
При этом понятие «компетентность» рассматривается не как сумма знаний, умений и навыков, а как совокупность личных качеств студента (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и способностей) и определяется как способность решать проблемы, самостоятельно находить ответы на вопросы, возникающие в его повседневной жизни, средствами, предоставляемыми учебным курсом «История».
Изучение в вузе дисциплины «История» должно способствовать формированию следующих общекультурных компетенций:
- уважительное и бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям, толерантное восприятие социальных и культурных различий;
- понимание движущих сил и закономерностей исторического процесса, роли насилия и ненасилия в истории, места человека в историческом процессе, политической организации общества;
- способность и готовность понимать движущие силы и закономерность исторического процесса и определять место человека в историческом процессе, политической организации общества, анализировать политические события и тенденции, ответственно участвовать в политической жизни;
- принятие различий и мультикультурности;
- способность и готовность понимать роль искусства, стремление к эстетическому развитию и самосовершенствованию, понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии;
- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
- умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь.