История России. История России в XVIII — начале XX в. Кириллов В. В., Бравина М. А. Модуль 2
7.4. Нестабильность политического строя
Мощный импульс, данный Петровскими реформами, продолжал оказывать воздействие на развитие страны. Однако если экономическая, социальная и административная системы, созданные Петром I, показывали жизнеспособность и устойчивость, то сфера политических и властных отношений оказалась самой уязвимой, что и породило явление, названное «дворцовые перевороты».
В результате Петровских преобразований в России сформировался особый тип абсолютизма, отличающийся от западноевропейского. Для него характерны особая роль военно-бюрократического аппарата в жизни страны, т.е. широкое использование армии и армейских порядков в управлении страной. Гражданские учреждения функционировали на основе воинских регламентов, а размещенные в провинциях воинские части представляли собой параллельную гражданской военную администрацию с широкими полицейскими функциями.
В Европе с XVIII в. экономический рост и динамическое равновесие основных политических сил (королевской власти, церкви, городских общин, дворянства) привели к консолидации сословий, развитым формам представительства и самоуправления, закреплению сословных и личных прав.
В России отношения между сословиями и верховной властью развивались по пути «подданства» и жестокого давления. Государство вмешивалось в процесс формирования сословий, чтобы обеспечить рациональное функционирование всей системы: все общество и каждый его слой несли определенный круг повинностей.
Вклад в будущую политическую нестабильность государства внесла также традиционная и безотказная в руках монарха политика раздачи и конфискации земельных владений, противопоставившая одни слои и группы дворян другим. Это создавало повышенную социальную напряженность в среде правящей элиты.
Церковная реформа, приведшая к ликвидации патриаршества и включению религиозных учреждений в систему государственного аппарата, окончательно подорвала возможности Церкви в качестве потенциального противовеса самодержавию.
Изменения, проведенные Петром I в сфере властных отношений, были выражены в «Уставе о наследии престола» 1722 г., который отменял многовековую традицию передачи власти от отца к сыну и провозглашал право царя назначать наследником кого ему заблагорассудится. Парадокс заключался в том, что этот правовой акт, направленный на укрепление власти и бывший апофеозом абсолютизма, на практике стал основой дворцовых переворотов и способствовал усилению борьбы за власть между придворными группировками.
Отход от традиционности в престолонаследии привел к ослаблению правящей династии. Петр I осложнил судьбу преемников еще и тем, что связал свою фамилию с рядом княжеских родов Германии. Новые родственники Романовых получили возможность влиять на расстановку сил при русском дворе и выдвигать собственных кандидатов на престол. Завязался новый узел противоречий: с одной стороны, военные победы и Петровские реформы усилили национальное самосознание русских, с другой стороны, реформа Петра I и его преемников позволила иностранцам не только толпиться вокруг русского трона, но и посягать на него.
Важным компонентом «переворотства» является активное участие в этом гвардии — элитных воинских полков, созданных Петром I и представляющих подчас единственную реальную силу, на которую могли опираться монархи и претенденты на трон. Гвардия была не просто привилегированным военным отрядом; она выступала, кроме того, в качестве своеобразного органа управления, очень близко стоявшего к особе императора. В условиях, когда государственный механизм реформировался, постоянно менял свой вид, работал со сбоями и не самым лучшим образом, гвардия могла выполнять контролирующую и регулирующую функции в системе управления. Иными словами, гвардия стала инструментом власти, от ее позиции во многом зависела расстановка политических сил и ситуация на российском троне.
В целом эпоху дворцовых переворотов в России, т.е. нестабильность в политической сфере общества, можно объяснить недостатком публично-правовых начал в стране. Петровские реформы создали новую структуру государственной власти, но она не была обеспечена четкими правовыми нормами, которые регламентировали бы взаимоотношения монарха, высших сановников и дворянства. Отсюда на первый план выходили личные мотивы и побуждения, исходя из которых строилась и функционировала власть. Попытки создать новый свод законов (уложение) предпринимались и при Елизавете Петровне, и при Екатерине II. Однако они были обречены на неудачу.
Страна в XVIII в. заплатила за Петровские реформы очень высокую цену: политическая нестабильность в виде дворцовых переворотов, перенапряжение народных сил, усиление крепостнического гнета и, как ни парадоксально, будущее отставание от ведущих западных государств.