Календарный план

  • Дополнительные материалы

  • ЛЕКЦИЯ 1. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА. ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

    Знать
    • предмет и методологию истории отечественного государства и права;

    • основные источники истории отечественного государства и права;

    • основные государственные образования на Среднерусской равнине;

    • основы общественного строя и государственно-правовые институты Киевской Руси;

    • источники древнерусского права

    Уметь
    • сопоставлять и анализировать точки зрения представителей различных научных школ и направлений по государственно-правовым проблемам России;

    • анализировать основные государственно-правовые процессы, происходившие в Киевской Руси

    Владеть
    • справочно-информационным материалом для исследования процессов возникновения, развития и упадка Древнерусского государства;

    • необходимым инструментарием для работы с источниками по истории Древнерусского государства и права

  • ЛЕКЦИЯ 2. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ УСТРОЙСТВО В ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ И ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОГО ЗАВОЕВАНИЯ

    Знать
    • государственно-правовую систему Владимиро-Суздальского княжества; 

    • специфику развития Новгородской и Псковской Феодальных республик;

    • особенности государства и права Галицко-Волынского княжества;

    • специфику государственно-правового устройства Золотой Орды

    Уметь
    • проводить сравнительный анализ государственно-правовых систем периода феодальной раздробленности;

    • проводить сравнительный анализ источников права этого периода;

    • охарактеризовать государственно-правовую систему Золотой Орды

    Владеть
    • необходимым категориальным аппаратом;

    • навыками работы с источниками права

  • ЛЕКЦИЯ 3. ОБРАЗОВАНИЕ РУССКОГО (МОСКОВСКОГО) ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА И РАЗВИТИЕ ЕГО ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XV — ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XVI ВЕКА)

    Знать
    • особенности государственно-правовой системы Московского царства;

    • причины правового оформления закрепощения крестьян

    Уметь
    • охарактеризовать деятельность московских князей как «собирателей земли русской»;

    • анализировать процессы, оказавшие определяющее влияние на судьбу нашего Отечества;

    • объяснить становление института самодержавия как показателя независимости (суверенности) русского государства;

    • показать формирование новой социальной структуры;

    • проводить сравнительный анализ источников права Московского царства

    Владеть
    • навыками работы с источниками права изучаемого периода;

    • специфическим для данного исторического периода категориальным аппаратом

  • ЛЕКЦИЯ 4. СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИЯ И ЕЕ ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVI — XVII ВЕК)

    Знать
    • причины и особенности становления сословно-представительной монархии;

    • основные институты сословного представительства в России;

    • наиболее значимые решения (уложения) Земских соборов

    Уметь
    • проводить сравнительный анализ сословно-представительных органов России и других европейских государств;

    • показать данный этап в развитии государственности как закономерное развитие российского самодержавия;

    • охарактеризовать Соборное Уложение 1649 г. как новый этап в развитии государственно-правовых институтов

    Владеть
    • специфическим для данного исторического периода категориальным аппаратом;

    • навыками работы с источниками права изучаемого периода;

    • навыками анализа отраслевого законодательства в Соборном Уложении 1649 г.;

    • навыками работы с презентационным материалом

  • ЛЕКЦИЯ 5. СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОГО АБСОЛЮТИЗМА И ЕГО ЮРИДИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ. РЕФОРМЫ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII ВЕКА

    Знать
    • предпосылки становления и специфику российского абсолютизма;

    • характер реформ первой четверти XVIII в.;

    • основные нормативные правовые акты и иные документы, оказавшие решающее влияние на развитие отечественного государства и права

    Уметь
    • анализировать характер петровских реформ;

    • обосновать влияние этих реформ на будущее российской государственно-правовой системы;

    • показать правовое оформление абсолютизма;

    • продемонстрировать становление новой правовой системы

    Владеть
    • приемами сравнительного анализа абсолютизма в России и Западной Европе;

    • навыками анализа нормативных правовых актов этого периода;

    • новой терминологией, появившейся в связи с реформами первой четверти XVIII в.

  • ЛЕКЦИЯ 6. ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ РЕФОРМЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА

    Знать
    • специфику и сущность просвещенного абсолютизма в России;

    • основные реформы этого периода;

    • законодательную деятельность Екатерины II

    Уметь
    • провести сравнительный анализ просвещенного абсолютизма в России и Западной Европы;

    • проанализировать влияние идей Просвещения на развитие российской правовой системы;

    • охарактеризовать государственно-правовые реформы как реализацию политики просвещенного абсолютизма

    Владеть
    • соответствующим понятийным аппаратом
  • ЛЕКЦИЯ 7. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО НА ВЫСШЕЙ ФАЗЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО АБСОЛЮТИЗМА (ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX ВЕКА)

    Знать
    • правовое положение национальных окраин Российской империи;

    • правовое положение сословий;

    • систему государственного управления Российской империей и характер государственных реформ первой половины XIX столетия;

    • ход и результаты работы по систематизации российского законодательства
    Уметь
    • обосновать состояние окраин Российской империи как отражение уровня их экономического и политического развития;

    • охарактеризовать развитие государства и права этого периода в рамках единого процесса;

    • показать необходимость систематизации российского законодательства

    Владеть
    • методами научного познания изучаемых процессов и явлений;

    • необходимым категориальным аппаратом;

    • навыками анализа юридической техники изучаемого периода для оценки систематизации законодательства

  • ЛЕКЦИЯ 8. ВЕЛИКИЕ РЕФОРМЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

    Знать
    • причины и предпосылки буржуазных реформ второй половины XIX в.;

    • содержание и характер проводимых реформ;

    • причины радикализации политических взглядов и террористической деятельности;

    • причины контрреформ 1880—1890-х гг.;

    • сущность и последствия контрреформ;

    • изменения в правовой системе
    Уметь
    • объяснить необходимость реформ;

    • анализировать причины трудностей и непоследовательности в проведении Великих реформ;

    • дать нравственно-правовую оценку террористических актов;

    • понять необходимость осуществления контрреформ
    Владеть
    • навыками системного анализа политико-правовых явлений и процессов этого периода;

    • навыками сравнительного анализа дихотомий: «реформа — контрреформа», «реформа — революция»
  • ЛЕКЦИЯ 9. КОНСТИТУЦИОННАЯ МОНАРХИЯ И ГИБЕЛЬ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

    Знать
    • причины и предпосылки перехода России к конституционной монархии;

    • основные правовые документы, положившие начало становлению конституционализма и парламентаризма в России;

    • причины политической нестабильности и крушения монархии

    Уметь
    • объяснить причины перехода к конституционной монархии;

    • определить позиции политических партий и движений;

    • охарактеризовать Основные законы Российской империи как конституционные акты;

    • дать правовую оценку деятельности Государственной Думы;

    • выяснить направления деятельности Временного правительства;

    • выявить причины поражения Временного правительства
    Владеть
    • справочно-информационным материалом для объяснения политико-правовых явлений и процессов;

    • приемами сравнительно-правового анализа революций 1905 и 1917 гг.
  • ЛЕКЦИЯ 10. СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА (ОКТЯБРЬ 1917 — СЕРЕДИНА 1918 ГОДА). СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПЕРИОД «ВОЕННОГО КОММУНИЗМА» (1918—1920)

    Знать
    • сущность октябрьского переворота;

    • сущность и способы реализации принципа самоопределения народов;

    • нормативные акты данного периода;

    • характерные особенности Конституции РСФСР 1918 г.;

    • альтернативы советской государственности;

    • сущность политики «военного коммунизма»
    Уметь
    • оценить с формально-юридической точки зрения сущность октябрьского переворота;

    • охарактеризовать деятельность органов государственной власти и управления;

    • проследить динамику политико-правовых процессов;

    • выявить сущность и специфику советской государственности

    Владеть
    • методологией теоретического обоснования создаваемой модели советского государства и пролетарского права

  • ЛЕКЦИЯ 11. СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПЕРИОД НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ (1921—1929)

    Знать
    • причины перехода к нэпу и его политико-юридическую природу;

    • причины образования СССР и его политико-юридическую природу;

    • характерные особенности работы советского государственного аппарата как ядра административно-командной системы (АКС);

    • основные правовые документы указанного периода

    Уметь
    • объяснить необходимость Новой экономической политики и ее подлинную политическую сущность;

    • охарактеризовать специфику советской модели государственного устройства;

    • оценить деятельность советского государственного аппарата;

    • выявить специфику советского законодательства этого периода

    Владеть
    • методологией анализа нормативных правовых актов этого периода

  • ЛЕКЦИЯ 12. СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ПЕРИОДА ПОСТРОЕНИЯ «ОСНОВ СОЦИАЛИЗМА» И УПРОЧЕНИЯ ТОТАЛИТАРНОГО РЕЖИМА (1930—1941)

    Знать
    • развитие государственно-правовых институтов;

    • место и роль этих институтов в политической системе;

    • их трансформацию в период построения «основ социализма»;

    • влияние международной обстановки на геополитическую ситуацию в СССР;

    • содержание и сущность Конституции 1936 г. и других нормативных правовых актов этого периода

    Уметь
    • исследовать особенности советского государства;

    • понять сущность политического режима; 

    • определить взаимосвязь политики, идеологии и прав;

    • охарактеризовать политическую и правовую систему данного периода

    Владеть
    • навыками анализа отраслевого законодательства, Конституции 1936 г., заложивших правовую базу построения социализма в одной стране

  • ЛЕКЦИЯ 13. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941—1945)

    Знать
    • изменения в советском государственном аппарате;

    • причины концентрации всех рычагов власти в руках И. В. Сталина;

    • особенности правовой системы данного периода

    Уметь
    • разбираться в специфике советского законодательства и права периода Великой отечественной войны

    Владеть
    • навыками научного исследования историко-правовых процессов и явлений в годы Великой Отечественной войны

  • ЛЕКЦИЯ 14. СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПЕРИОД ПОСЛЕВОЕННОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ СТРАНЫ (1945—1964)

    Знать
    • комплекс проблем, связанных с правовым обеспечением процесса восстановления народного хозяйства;

    • изменения в деятельности партийного и государственного аппарата в послевоенный период;

    • основные изменения в правовой системе

    Уметь
    • охарактеризовать советский политический режим, получивший название «хрущевская оттепель»;

    • разбираться в специфике советского законодательства и права, их трансформации

    Владеть
    • справочно-информационным материалом, позволяющим иметь объективное представление о политико-правовых явлениях и процессах этого периода;

    • навыками научного исследования политико-правовых процессов и явлений в послевоенные годы

  • ЛЕКЦИЯ 15. КРИЗИС СОВЕТСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ (1965—1984)

    Знать
    • органы государственной власти и управления;

    • причины кризиса политической системы;

    • развитие отраслевого и конституционного законодательства

    Уметь
    • выявить закономерности развития советской модели социализма;

    • охарактеризовать Конституцию 1977 г. как отражение изменений в экономической и политической сферах;

    • провести сравнительный анализ советских конституций

    Владеть
    • навыками научного исследования историко-правовых процессов и явлений, характеризующих кризис политической системы

  • ЛЕКЦИЯ 16. СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ

    Знать
    • причины, цели и задачи перестройки социалистических общественных отношений, государственно-правовые механизмы ее реализации;

    • становление новых общественных отношений и форм собственности;

    • особенности российской модели федерализма;

    • основные положения Конституции РФ

    Уметь
    • выявлять специфику и особенности развития формы правления и государственно-территориального устройства

    Владеть
    • навыками анализа права в свете общечеловеческих ценностей, закрепленных в Конституции РФ

  • ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ