История отечественного государства и права. Калина В. Ф., Курскова Г. Ю.
Лекция 7
Российская империя в первой половине XIX века: общая характеристика
Объективно Россия в данный период нуждалась в создании условий для развития буржуазных отношений, в свободной рабочей силе. Однако этому препятствовало сохранение крепостного права и неразвитость демократических институтов. Одновременно нарастает политическая нестабильность. Каждая четверть XIX в. характеризуется сменой политического курса, кардинальным изменением внешней и в значительной степени внутренней политики. Всем, включая монарха, становится очевидным, что с крепостным правом необходимо покончить, однако, сделать это оказывается делом сложным. Отмена крепостного права — это не просто правительственный волевой акт. Это решение целого комплекса проблем, которые в условиях России носили весьма специфический характер. Именно этим и объясняется осторожность, которую проявляли монархи, начиная с Екатерины II, которые понимали необходимость отмены крепостного права и в то же время опасность форсированного решения данной проблемы.
Социальная структура в первой половине XIX века
Хотя в социальной структуре российского общества уже имелись буржуазия и пролетариат, достаточно определенно заявляющие о себе, официально признавались три сословия: дворянство (1,5% населения), духовенство (примерно 150 тыс. человек) и городские и сельские обыватели, что в Европе принято было именовать третьим сословием.
Дворянство делилось на личное и потомственное. Последнее численностью порядка 600 тыс. человек имело право на поместья и крепостных. Если Павел I решил вернуть дворянство на путь служения обществу и государству и отменил екатерининские льготы, что, впрочем, стоило ему жизни, то Александр I восстановил их. Это постепенно превращало значительную часть дворянства из служилого сословия в деградирующее паразитическое сословие, обладающее всеми правами и льготами, но при этом свободное от общественных обязанностей. Постепенно усложняется порядок получения дворянства за службу. Этот порядок ужесточался и далее. Повышается ценз для занятия должностей в дворянских собраниях (не менее 100 крепостных душ или 3 тыс. десятин земли). В 1845 г. вновь вводится принцип майората, а стало быть, запрет на отчуждение и дробление поместий.
Священнослужители и черное духовенство составляли духовное сословие. Эти лица были освобождены от телесных наказаний, от поземельного налога. Представители белого духовенства, начиная со второй половины XIX в. могли получать дворянство.
Численность городского населения увеличивалась, к середине века она составила 6,5 млн человек (8% населения империи). Городам была возвращена Жалованная грамота, отмененная Павлом I, были восстановлены все ранее имевшиеся права городских сословий. Затрудняя получение дворянства за выслугу, правительство создавало особую привилегированную группу городского населения — почетных граждан, которые, как и дворяне, делились на потомственных и личных. К этой категории относились лица, достигшие девятого ранга. Право на потомственное почетное гражданство имели первостатейные (позже — первой гильдии) купцы, ученые и художники. Они были свободны от податей и рекрутской повинности, с середины века получили право на приобретение незаселенных земель, пользовались иными льготами наряду с дворянами, хотя таковыми не являлись.
Деление купечества на первостатейное и второстатейное началось с 1807 г. К первой группе относились купцы с капиталом свыше 30 тыс. руб. (сумма по тем временам весьма значительная). Они имели право носить шпагу, быть награжденными орденами и медалями, заносились в «бархатную книгу». Остальная купеческая масса относилась к второстатейному разряду вплоть до преодоления 30-тысячного барьера.
В городах, особенно крупных, сформировалась своеобразная социальная группа так называемых разночинцев. Они так же не относились к податному сословию и по происхождению принадлежали к разным социальным слоям общества. Немалую часть их представляли «бастарды» (внебрачные дети помещиков или других обеспеченных лиц, своеобразные образованные недворяне). На основе разночинцев возникла уникальная социальная группа — интеллигенция, которая со временем составит костяк революционного движения.
Податным сословием в городах были ремесленники, мещане, люди, работающие по найму, из которых впоследствии сформировался пролетариат.
Более 90% населения составляли крестьяне. Они делились по-прежнему на государственных (казенных), удельных (принадлежащих лично монарху) и владельческих (помещичьих). Если государственному крестьянину или однодворцу удавалось разбогатеть, то у него возникали возможности для реализации капитала. По указу от 28 декабря 1801 г. государственным крестьянам дозволялось покупать незаселенные земли, а декабрьским указом 1818 г. — владеть фабриками и заводами. Среди промышленной элиты России немало выходцев из крестьян. С 1827 г. крестьянам разрешалось приобретать городскую недвижимость. Удельные крестьяне по статусу приближались к государственным.
Более половины крестьянского населения составляли крепостные помещичьи крестьяне, которые по статусу приравнивались к движимому имуществу. При этом крепостничество превалировало в тех регионах, где требовалось более всего наличие свободной рабочей силы. Правительство ограничивалось полумерами.
Указ 1803 г. «О вольных хлебопашцах» предоставил возможность обрести свободу за выкуп 150 тыс. крестьян мужского пола, в то время как в освобождении нуждались миллионы. Был несколько ослаблен помещичий гнет. В 1808 г. было запрещено продавать крестьян на ярмарках в розницу. С 1809 г. помещики утратили право ссылать крестьян в Сибирь, истязать, вершить в отношении их уголовное правосудие. С 1816 г. запрещалось продавать крестьян, приписанных к предприятиям. По завершении воинской службы, а также при возвращении из плена бывший крепостной обретал свободу.
По Указу от 2 апреля 1842 г. помещики могли заключать договор с крестьянами, наделяя их землей на правах пользования за определенные повинности. Получая личную свободу «в кредит», крестьянин оставался «временно обязанным» до погашения выкупной цены. С середины 1844 г. крестьяне получили право выкупа на волю с согласия помещика.
Всего за период с 1825 по 1860 г. было принято более сотни нормативных актов, регламентирующих правовое положение крепостных крестьян. Однако проблем, стоящих перед страной, они разрешить не могли. Страна нуждалась в коренных преобразованиях, которые и были осуществлены с той или иной степенью эффективности в ходе Великих реформ второй половины XIX в.
Государственные реформы первой половины XIX века
Заложенная еще Петром Великим система государственного управления на протяжении столетия принципиально не менялась. Пирамида власти оставалась прежней: император, при нем высший совещательный орган. В начале XIX в. это Непременный совет, преобразованный в 1810 г. в законосовещательный Государственный совет. В состав Совета, помимо назначенных императором наиболее близких ему лиц, входили министры по должности, Председатель и вице-председатель назначались монархом. Работа Государственного Совета осуществлялась в департаментах. Законотворческой деятельностью занимался Департамент законов. Департамент гражданских и духовных дел имел весьма широкие функции: судопроизводства, возведения в дворянское достоинство и его лишения, а также присвоения титулов, приватизации и реприватизации имущества в интересах государства, согласования деятельности государственных структур и преодоления разногласий между ними, а также разрешения вопросов церковной жизни. Департамент государственной экономии рассматривал законопроекты в области экономики, торговли, финансов, налогообложения, банковской сферы, а также просвещения и науки. Департамент военных дел занимался вопросами обороны. По мере необходимости могли создаваться временные департаменты, например, Департамент дел Царства Польского.
Хотя Государственный совет по своему статусу был совещательным органом, компетенция его была весьма обширна. Он рассматривал законодательные предположения и выносил по ним суждения, с которыми монарх, как правило, считался. Он выносил свои суждения относительно совершенствования управления страной, совершенствования законодательства. Значительное место в его деятельности отводилось разъяснению и комментированию действующего законодательства. В его компетенцию также входила выдача рекомендаций по политическим вопросам в условиях чрезвычайных условиях, а также по поводу бюджетных ассигнований. На нем лежала обязанность контроля над расходованием государственных средств.
Манифест от 8 сентября 1802 г. «Об учреждении министерств» положил начало новой системе управления. Было создано восемь министерств: военных сухопутных сил, военно-морских сил, внутренних дел, иностранных дел, коммерции, народного просвещения. В середине 1811 г. принимается разработанное М. М. Сперанским «Общее учреждение министерств». В соответствии с этим документом общее руководство министерствами возлагалось на Комитет министров, который был учрежден 20 марта 1812 г. Этот орган, работавший под председательством монарха, также имел совещательный статус. Эти структуры, включая упраздненную Александром I и восстановленную Николаем I Собственную Его Императорского Величества канцелярию (СЕИВ канцелярия), входили в систему верховного управления империей.
Николай I Павлович (1825—1855) сосредоточил в этом учреждении все рычаги государственной власти. Поначалу Канцелярия имела три отделения.
Первое отделение, возглавляемое А. А. Аракчеевым, ведало кадровыми вопросами, контролировало деятельность центральных органов и готовило законопроекты.
Второе отделение, фактически руководимое М. М. Сперанским, занималось систематизацией и кодификацией законодательства.
Третье отделение, которое возглавил А. Х. Бенкендорф, представляло собой систему спецслужб по борьбе с государственными преступлениями и инакомыслием. Поначалу оно имело пять экспедиций, занимавшихся всем кругом государственных и должностных преступлений, а также зарождающимся революционным движением. К концу 1826 г. в его составе было создано восемь отделов.
Первый отдел занимался государственной безопасностью, ведал вопросами ссылки и заключения под стражу.
Основным назначением второго отдела был контроль деятельности религиозных сект и раскольников, но помимо этого он занимался уголовными и должностными преступлениями, рассматривал прошения и жалобы, подаваемые в высшие властные инстанции.
Третий отдел вел борьбу с фальшивомонетничеством, подделкой документов и ценных бумаг.
Четвертый отдел надзирал за политически неблагонадежными лицами, осуществлял цензуру, собирал и анализировал сведения о положении крестьян, о происшествиях, о настроениях в обществе.
В компетенции пятого отдела была административная ссылка.
Шестой отдел ведал пенитенциарной системой.
Седьмой отдел надзирал за находящимися в стране иностранцами, фактически он положил начало отечественной контрразведки.
Восьмой отдел занимался обобщением и анализом статистических данных, подготовкой разного рода докладов и справок.
В распоряжении Третьего отделения находился жандармский корпус, учрежденный в 1827 г., основным назначением которого было «усмирение буйства и восстановление нарушенного повиновения… рассеяние законом запрещенных скопищ». Сначала в стране было пять жандармских округов, потом их стало восемь.
Четвертое отделение занималось благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями. Оно было создано на основе канцелярии вдовствующей императрицы Марии Федоровны.
Пятое отделение, возглавляемое графом П. Д. Киселевым, создавалось для моделирования разработанной им системы управления государственными крестьянами. Наработки этого отделения были использованы при проведении всех последующих реформ.
Шестое отделение было образовано в 1842 г. для «водворения на Кавказе прочного устройства».
В первой половине XIX в. была создана разветвленная сеть пенитенциарных учреждений, в которых отбывали наказание примерно 300 тыс. человек, что при тогдашней численности населения России цифра внушительная. Тюрьмы были политические, монастырские, общеуголовные. В Сибири создавались каторжные тюрьмы. Для малозначительных наказаний существовали работные и смирительные дома. Деятельность пенитенциарных учреждений регламентировалась «Сводом учреждений и уставов о содержащихся под стражей и ссыльных», принятым в 1832 г.
Известному упрощению подверглась судебная система, прежде всего, за счет упразднения ряда промежуточных структур. Были ликвидированы верхний земский суд, губернский магистрат, верхняя расправа. В результате судами второй инстанции стали палаты уголовного и гражданского суда. Рассмотрение дел малой значимости по первой инстанции переместилось в уездный суд. Что касается жителей городов, то они продолжали судиться по старой системе: в ратушах, магистратах, коммерческих и словесных судах. В конце 1830-х гг. был введен Сельский полицейский устав, а для государственных крестьян Судебный сельский устав. Этим документом регламентировался порядок судопроизводства по делам государственных крестьян, в нем содержался перечень проступков и санкций за их совершение. В числе последних значились: штраф, принудительные работы, заключение под стражу, телесные наказания (розги), лишение свободы.
Систематизация российского законодательства
В период царствования Николая I была проделана огромная работа по приведению в систему российского законодательства. Ее возглавил М. М. Сперанский. За образец был взят кодекс Юстиниана, а также использован опыт современных европейских государств.
В 1830 г. было издано Полное собрание законов Российской империи в 46 томах, включающее свыше 30 тыс. актов. Многие из этих документов уже не действовали и стали памятниками права. Все действующие были сведены в 15-томное издание Свода законов Российской империи, который официально вступал в силу с 1 января 1835 г. Структурно Свод законов состоял из восьми разделов:
Раздел первый — «Основные государственные законы» (т. I, ч. 1).
Раздел второй — «Учреждения: центральные (т. I, ч. 2), местные (т. II), Устав о государственной службе» (т. III).
Раздел третий — «Законы правительственных сил: Устав о повинностях (т. IV), Устав о податях и пошлинах (т. V), Устав таможенный (т. VI), уставы монетный, горный и о соли (т. VII), уставы лесной, оброчных статей и счетные (т. VIII).
Раздел четвертый — «Законы о состояниях» (т. IX).
Раздел пятый — «Законы гражданские и межевые» (т. X).
Раздел шестой — «Уставы государственного благоустройства»: уставы духовных дел иностранных исповеданий, кредитный, торговый, промышленный (т. XI), уставы путей сообщения, почтовый, телеграфный, строительный, положения о взаимном пожарном страховании, сельском хозяйстве, найме на сельские работы, трактирных заведениях, благоустройстве в казачьих селениях, колониях иностранцев на территории империи (т. XII).
Раздел седьмой — «Уставы благочиния»: уставы о народном продовольствии, об общественном призрении, врачебный (т. XIII), уставы о паспортах, о беглых, цензурный, о предупреждении и пресечении преступлений, о содержании под стражей, о ссыльных (т. XIV).
Раздел восьмой — «Законы уголовные» (т. XV).
Создатели Свода законов не ставили своей задачей изменение либо дополнение действующего законодательства, хотя некоторые изменения главным образом редакционного характера вносились. Они создавали его систематизированную инкорпорацию, которая позволила упорядочить российскую систему права, провести грани между публичными и частными правовыми актами, отдельно сгруппировать законы гражданские и уголовные.
В период создания Свода законов собственность еще не рассматривалась как экономическая категория, поэтому законодатель определяет ее в качестве юридической категории — как «…власть в порядке гражданскими законами установленном, исключительно и независимо от лица постороннего владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом вечно и потомственно». Различая виды собственности, законодатель особо выделяет две — государственную и частную.
К первой он относит казенные земли, морские побережья, судоходные реки, транспортные магистрали, леса, общественные сооружения, государственные доходы, различного вида сборы и пошлины.
Частная собственность определялась как полная, при наличии всех трех правомочий собственника (владение, пользование, распоряжение) и неполной (ограниченной). В последнем случае речь шла о «праве участия общего». Имелось в виду совместное пользование дорогами, водными путями, недопустимость создания разного рода помех в данной сфере, например, перекрывать реку плотиной, мешающей судоходству. Что касается сервитутного права, то оно трактовалось как ограничение на «право участия общего» и ограничение на «право участия частного».
Собственник земли имел на нее полные ничем не ограниченные права. Было уточнено понятие недвижимого имущества. Прежде всего, это касалось нераздельных ее видов (золотые прииски, которые государство передавало частным лицам для разработки предприятия, земельные участки государственных крестьян, заповедные и майоратские имения в западных губерниях и др.). По-прежнему оставалось деление недвижимого имущества на родовое (передаваемое по наследству) и благоприобретенное (купленное, пожалованное).
К движимому имуществу традиционно относилось все, что не связано органически с землей, что могло передвигаться, включая морские и речные суда (позже они перейдут в разряд недвижимости), а также крепостные крестьяне без земли. Крестьянская семья считалась неделимой движимостью, которую нельзя было делить при совершении разного рода сделок.
Собственность царского двора (удельная собственность) существовала в двух формах: собственность императорского дома, допускающая отчуждение (Гатчина, Павловское и др.) и абсолютно исключающая отчуждение собственность царствующего монарха, своего рода атрибут самодержавия (Зимний дворец, другие официальные резиденции в обеих столицах, Царское село и др.).
Различались и иные виды собственности, такие как общинная, церковная, корпоративная (например, учебных заведений), артельная, войсковая казачья собственность, собственность различных обществ (дворянских, городских), интеллектуальная собственность.
Были четко прописаны способы приобретения права собственности (первоначальные и производные): наследование, дарение, пожалование, выдел, обмен, купля-продажа и др. Впервые устанавливался срок приобретательной давности (10 лет). Не могло быть объектами частной собственности заповедное, культовое, дворцовое и иное неотчуждаемое имущество. Найденная бесхозяйная вещь при открытом владении и отсутствии претендентов становилась собственностью фактического владельца. При наличии законных оснований, собственником вещи мог стать залогодержатель, хотя до того пользоваться вещью он не мог. Законом предусматривалось долевое участие.
Закон различал законное и незаконное владение, однако, твердо стоял на стороне владельца, пока судом не будет признан факт незаконного владения.
Лишение права собственности допускалась только в судебном порядке в предусмотренных законом случаях. Конфискация как мера наказания носила частичный характер (изымались орудие преступления, контрабанда), полная применялась только к имуществу государственных преступников по прямому правительственному указанию. В случае экспроприации (по причинам чрезвычайного характера) бывшему собственнику обеспечивалось денежное или в натуре вознаграждение, а также компенсация упущенной выгоды.
Обязательственные отношения возникали из договоров и деликтов. Договорным отношениям был посвящен целый раздел, в котором определялись различные виды договоров, порядок их составления, предмет, цель, существенные условия, порядок оформления (явочный, домашний, нотариальный, крепостной). Впервые в отечественное законодательство вводились договоры запродажи (предварительный договор купли-продажи), договор в пользу третьих лиц, а также договор между отсутствующими контрагентами.
Широко распространенными были договоры подряда, поставки и найма. Особенностью последнего было то, что наниматель жилого помещения в случае смены собственника мог быть выселен по желанию нового хозяина.
Хотя договор займа не предусматривал процентную ставку, традиционно она составляла 6%. При этом заимодавец обладал правом передачи третьим лицам заемных писем с передаточной надписью с правом обращения взыскания на должника.
По субъекту обязательства делились на долевые (каждый из наследников отвечал по долгам наследодателя в соответствии с долей наследства) и солидарные (долг взыскивался с одного из должников с последующим регрессным иском последнего к обязанным субъектам). По объекту обязательства делились на простые и альтернативные, видовые и родовые, делимые и неделимые. В качестве средств обеспечения обязательств использовались задаток, залог, заклад, неустойка. Прекращение обязательства наступало в случае его исполнения либо истечения срока давности, замены исполнения, новации, прекращения по обоюдному согласию, невозможности исполнения по объективным причинам (непреодолимая сила), слияния субъектов обязательства, смерти одного из них.
Права на интеллектуальную собственность переходили к законным наследникам. Если по завещанию их наследовали посторонние лица, то через 50 лет они возвращались к наследникам по закону. Имело свои особенности и наследование предметов религиозного культа.
Развитие товарно-денежных отношений способствовало появлению многочисленных товариществ: простых (товарищи отвечали по сделкам всем своим имуществом), коммандитных (то же, но с привлечением коммандитистов, рискующих только вкладом), трудовых товариществ (артелей, связанных круговой порукой), товариществ по участкам или компаний на акциях (участники рисковали долей приобретенных акций). Товарищества подлежали государственной регистрации, а для создания акционерного общества требовалось разрешение правительства.
Менее всего изменения затронули брачно-семейные отношения. Церковный брак был обязателен независимо от конфессиональной принадлежности супругов. Брачный возраст для православных жениха и невесты устанавливался в 18 и 16 лет соответственно, для христиан Закавказья — 15 и 13 лет. Обязательными условиями заключения брака были: достижение брачного возраста, добровольность, дееспособность, отсутствие нерасторгнутого брака у каждой из сторон. Кроме того, были обстоятельства, которые делали заключение брака невозможным: близкое родство до четвертого колена или свойство, монашество, духовный сан иерея или дьякона, различная конфессиональная принадлежность брачующихся, осуждение на безбрачие. Традиционно требовалось родительское благословение, а для военнослужащих и ряда других категорий лиц — разрешение начальства. В случае тайного венчания брак считался действительным. Специальной регламентации подвергался брак со старообрядцами и иными сектантами, отделившимися от православия. Российские подданные православного и римско-католического вероисповедания не вправе были вступать в брачные отношения с лицами иных конфессий.
Главой семьи считался муж, жена была обязана следовать за ним повсюду, паспорт она могла получить только при согласии мужа, а в случае супружеской измены подлежала краткосрочному тюремному заключению. Власть над детьми принадлежала отцу, и в случае его смерти или лишения прав состояния переходила к матери. Внебрачные дети, официально признанные отцом, и даже дети, рожденные до брака, были частично ограничены в правах по сравнению с рожденными в браке.
Упорядочен был институт опеки и попечительства, который на протяжении полувека пережил значительную эволюцию. По Своду законов опекун рассматривался как человек, представляющий личность опекаемого, действующий вместо него, а попечитель как дополняющий личность опекаемого, поддерживающий его советами.
Наследственное право основательно гарантировало волю завещателя. Завещать нельзя было майоратные и заповедные имения. Не были субъектами наследственных правоотношений умалишенные, самоубийцы, несовершеннолетние, монахи, лица, лишенные по суду прав состояния. Не допускалось завещание недвижимости в пользу евреев, поляков, иностранцев, не имеющих право на проживание в месте нахождения недвижимости. Завещание должно было составляться в присутствии свидетелей, за исключением чрезвычайных обстоятельств, допускающих упрощенную форму.
К наследованию по закону призывались ближайшие родственники, при этом ближайшие исключали последующих. Выделялось несколько степеней родства: прямые потомки по восходящей и нисходящей линии, потомки боковой линии, степень родства которых определялась близостью по происхождению к наследодателю. Если не было сестер, родительское наследство делилось братьями в равных долях. Если были дочери, то они получали 1/14 недвижимого и по 1/8 движимого имущества, остальное доставалось братьям поровну. Что касается сводных детей, то они наследовали своим родителям. Родители умершего призывались к наследованию только в том случае, если не было побочных родственников, т.е. в последнюю очередь. Не существовало и законной доли наследования. Супруги, владевшие в силу закона имуществом раздельно, наследовали друг другу 1/7 недвижимого и 1/14 движимого имущества, при этом приданое и собственность жены не учитывались. При отсутствии законных претендентов имущество считалось выморочным и обращалось в доход государства, то же было и в случае пропуска 10-летнего срока вступления в наследство.
Уголовное право представлено в Своде законов «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных», включающим 2224 статьи, сгруппированных в 12 разделах. Российское уголовное законодательство впервые было разделено на части: общую и особенную.
Общая часть содержала определение преступления, стадии его подготовки, основания освобождения от уголовной ответственности, обстоятельства, смягчающие и отягчающие уголовную ответственность. Преступление определялось как «противоправное деяние или неисполнение того, что под страхом наказания законом предписано». В 1848 г. было введено разграничение противоправных деяний на преступления и проступки в зависимости от степени тяжести содеянного. Под преступлением понималось только виновное деяние, сопряженное с умыслом. Отсюда и деление преступлений на умышленные и неумышленные. Уголовная ответственность исключалась в случае: малолетства (вменение исключалось до 10 лет и было условным с 10 до 12 лет), безумия и душевного заболевания, потери памяти, непреодолимой силы, смертельной угрозы, необходимой обороны, принуждения, казуса, добросовестного заблуждения. Определялись стадии совершения преступления: приготовление, покушение на преступление, совершение преступления, доведение до конца преступного умысла.
Все преступления делились на 12 разделов: против веры, против государства, против порядка управления, против благочиния, преступления должностные, имущественные, преступления против законов о состоянии, против семьи, собственности, а также против жизни, здоровья, свободы, достоинства и чести частных лиц.
Преступления против веры включали богохульство, вероотступничество для православных (переход в православие поощрялся), насилие в отношении священнослужителей, участие в сектах и вовлечение в них детей. Наказание за данные преступления следовали как со стороны государства, так и со стороны церкви.
К особо тяжким относились государственные преступления, направленные против режима и особы императора, создание тайных обществ, распространение запрещенных изданий и т.д. Мера наказания — вплоть до смертной казни.
Преступления против порядка управления включали: противодействие суду и полиции, игнорирование властных предписаний, срывание официальных документов, оскорбление государственных служащих при исполнении служебных обязанностей, подделка документов и др. В этом составе выделялась группа должностных преступлений, например, превышение служебных полномочий, злоупотребление служебными полномочиями, коррупция, преступное бездействие и др. Уголовно наказуемым было уклонение от рекрутской повинности, причинение ущерба государственному имуществу, посягательство на государственную монополию, подделка документов и денежных знаков. Последнее наказывалось лишением всех прав состояния, телесным наказанием с последующей ссылкой на каторгу. Правонарушения против благочиния носили бытовой характер. К ним относились бродяжничество, содержание притонов и др.
Уголовная ответственность устанавливалась за деяния против закона о состоянии. Они были разнообразны, например, продажа в рабство, похищение и подмена детей, мошенническое присвоение чинов, титулов, других прав состояния.
Одним из крупнейших разделов Уложения был раздел о преступлениях против жизни, здоровья, свободы и чести частных лиц. Преднамеренное убийство наказывалось лишением всех прав состояния, сотней ударов плетьми и пожизненной каторгой. К особо тяжким преступлениям относилось детоубийство и аборт. Тяжким преступлением был суицид, лишавший самоубийцу права на христианское погребение и права на завещание.
Ряд составов был изъят из церковной юрисдикции и перешел в сферу общеуголовного права. Это многобрачие, противозаконное вступление в брак, посягательство на жизнь супруга, а детей на жизнь и здоровье родителей. Последнее наказывалось каторжными работами, клеймением и телесным наказанием. Заключение в смирительный дом следовало даже за неповиновение родителям.
Особо тщательно был разработан раздел «О преступлениях против собственности частных лиц». К отягчающим обстоятельствам относились: умысел, высокий статус потерпевшего, жестокость, гнусность и безнравственность способа совершения, высокая степень опасности и др.
Смягчающими вину обстоятельствами считались: явка с повинной и чистосердечное раскаяние, содействие следствию, невежество, состояние аффекта, самооборона, стремление предотвратить вредные последствия. Смерть правонарушителя устраняла наказуемость, но не освобождала наследников от обязательств, которыми было обременено имущество наследодателя. Устраняли наказуемость примирение сторон по делам частного обвинения, истечение срока давности, амнистия, помилование.
Основательно даже с современной точки зрения были прописаны вопросы, касающиеся субъективной стороны преступления (умысел, неосторожность, состояние аффекта и др.), соучастия в преступлении, свидетельского иммунитета. Что касается последнего, то он распространялся даже на свойственников и лиц, обязанных преступнику каким-либо благодеянием с его стороны.
В Уложении подробно была разработана система наказания, включающая 11 родов и 35 ступеней (от смертной казни до внушения). При избрании меры наказания учитывались социальный статус личности, заслуги и награды, свобода от телесных наказаний или отсутствие таковой. Наказания делились на общие (для всей преступной массы), особенные (за преступления по службе), исключительные (особо оговоренные в законе). Общие наказания были трех видов: главные (уголовные и исправительные), дополнительные (дополняли главные) и заменяющие.
Уголовные наказания — лишение всех прав состояния и смертная казнь либо ссылка на каторгу, ссылка на поселение в Сибирь. Смертная казнь (повешение) назначалась только судом исключительно за государственные преступления, а также за злостное нарушение карантинного режима во время эпидемий. Возможна была ее замена каторжными работами. Отменялись некоторые виды телесных наказаний, например, вырывание ноздрей, резко ограничивалось клеймение, из телесных наказаний оставались главным образом только розги, при наказании шпицрутенами обязательно присутствовал врач, который по жизненным показаниям мог прекратить экзекуцию.
Каторга назначалась за ряд особо тяжких преступлений и могла быть срочной (от четырех до 20 лет) и бессрочной. Постепенно каторжный режим был несколько ослаблен. Каторжане даже могли обзаводиться семьей, а после отбытия срока становились ссыльнопоселенцами в отдаленных регионах, получая даже подъемные средства для обзаведения хозяйством.
К наиболее жесткой мере исправительного наказания относилось лишение всех особенных прав и преимуществ (дворянства, почетных титулов, чинов, наград и др.) со ссылкой в Сибирь на поселение, а если лицо подлежало телесному наказанию, то 50—100 ударов плетьми. При менее значительном правонарушении суд мог ограничиться частичным применением мер.
К дополнительным наказаниям относились полное либо частичное поражение в правах, церковное покаяние (епитимья), конфискация имущества, учреждение опеки либо полицейского надзора, запрет на определенный вид деятельности.
Главные наказания могли заменяться, например, смертная казнь или тюремное заключение политической смертью и телесным наказанием, кратковременный арест мог заменяться домашним арестом, лицам, достигшим 70-летнего возраста, каторжные работы заменялись сибирской ссылкой.
Особенные виды наказания включали «исключение из службы», должностное понижение, выговор, вычеты из жалования и т.д. Они налагались как судом, так и в административном порядке.
При всей суровости системы наказаний можно отметить тенденцию на ее смягчение и на постепенную замену курса на устрашение курсом на перевоспитание. В практику входили амнистии, помилования, заменяющие виды наказаний. Важным шагом на пути гуманизации наказания явилось появление ювенальной юстиции.
Судебный процесс не претерпел существенных изменений, однако, важно было то, что процессуальное законодательство было кодифицировано. Полиция занималась предварительным расследованием, ей принадлежало право на возбуждение уголовных дел, на нее возлагалось исполнение наказания. Уголовное дело могло возбуждаться по доносу, по жалобе, по инициативе прокурора. Суд не занимался судебным следствием, полагаясь на данные, представляемые на его рассмотрение соответствующими органами. Функции участников процесса были достаточно четко определены. Постановление приговора должно было основываться на достаточно веских доказательствах виновности. В числе их: собственное признание, показания свидетелей, прямые и косвенные улики, выводы и заключения экспертизы. С вступлением на престол Александра I, в 1801 г. были отменены пытки. Все сомнения, возникающие по поводу виновности подсудимого, должны были истолковываться в его пользу, однако, существовали так называемые совершенные доказательства: собственное признание («царица доказательства»), письменные документы, экспертиза, совпадение свидетельских показаний. При наличии хотя бы одного из них подсудимый признавался виновным.
Таким образом, в первой половине XIX в. четко прослеживаются две тенденции: либеральная и консервативная. Смена либеральной тенденции консервативно-охранительной носила далеко не только субъективный характер, как это часто трактуют в зависимости от личных качеств двух братьев-самодержцев. Полумеры, на которые могли пойти власти, не решали проблем, стоящих перед страной. На смертном одре Николай I признался преемнику, что сдает ему страну не в лучшем состоянии. Россия нуждалась в радикальной смене курса.