История отечественного государства и права. Калина В. Ф., Курскова Г. Ю.
Weekly outline
-
Калина, В. Ф.
История отечественного государства и права : электронный курс для вузов / В. Ф. Калина, Г. Ю. Курскова. — М. : Издательство Юрайт, 2016.© ООО «Издательство Юрайт», 2016
-
ЛЕКЦИЯ 1. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА. ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Знать -
предмет и методологию истории отечественного государства и права;
-
основные источники истории отечественного государства и права;
-
основные государственные образования на Среднерусской равнине;
-
основы общественного строя и государственно-правовые институты Киевской Руси;
-
источники древнерусского права
Уметь -
сопоставлять и анализировать точки зрения представителей различных научных школ и направлений по государственно-правовым проблемам России;
-
анализировать основные государственно-правовые процессы, происходившие в Киевской Руси
Владеть -
справочно-информационным материалом для исследования процессов возникновения, развития и упадка Древнерусского государства;
-
необходимым инструментарием для работы с источниками по истории Древнерусского государства и права
-
-
ЛЕКЦИЯ 2. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ УСТРОЙСТВО В ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ И ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОГО ЗАВОЕВАНИЯ
Знать -
государственно-правовую систему Владимиро-Суздальского княжества;
-
специфику развития Новгородской и Псковской Феодальных республик;
-
особенности государства и права Галицко-Волынского княжества;
-
специфику государственно-правового устройства Золотой Орды
Уметь -
проводить сравнительный анализ государственно-правовых систем периода феодальной раздробленности;
-
проводить сравнительный анализ источников права этого периода;
-
охарактеризовать государственно-правовую систему Золотой Орды
Владеть -
необходимым категориальным аппаратом;
-
навыками работы с источниками права
-
-
ЛЕКЦИЯ 3. ОБРАЗОВАНИЕ РУССКОГО (МОСКОВСКОГО) ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА И РАЗВИТИЕ ЕГО ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XV — ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XVI ВЕКА)
Знать -
особенности государственно-правовой системы Московского царства;
-
причины правового оформления закрепощения крестьян
Уметь -
охарактеризовать деятельность московских князей как «собирателей земли русской»;
-
анализировать процессы, оказавшие определяющее влияние на судьбу нашего Отечества;
-
объяснить становление института самодержавия как показателя независимости (суверенности) русского государства;
-
показать формирование новой социальной структуры;
-
проводить сравнительный анализ источников права Московского царства
Владеть -
навыками работы с источниками права изучаемого периода;
-
специфическим для данного исторического периода категориальным аппаратом
-
-
Знать -
причины и особенности становления сословно-представительной монархии;
-
основные институты сословного представительства в России;
-
наиболее значимые решения (уложения) Земских соборов
Уметь -
проводить сравнительный анализ сословно-представительных органов России и других европейских государств;
-
показать данный этап в развитии государственности как закономерное развитие российского самодержавия;
-
охарактеризовать Соборное Уложение 1649 г. как новый этап в развитии государственно-правовых институтов
Владеть -
специфическим для данного исторического периода категориальным аппаратом;
-
навыками работы с источниками права изучаемого периода;
-
навыками анализа отраслевого законодательства в Соборном Уложении 1649 г.;
-
навыками работы с презентационным материалом
-
-
ЛЕКЦИЯ 5. СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОГО АБСОЛЮТИЗМА И ЕГО ЮРИДИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ. РЕФОРМЫ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII ВЕКА
Знать -
предпосылки становления и специфику российского абсолютизма;
-
характер реформ первой четверти XVIII в.;
-
основные нормативные правовые акты и иные документы, оказавшие решающее влияние на развитие отечественного государства и права
Уметь -
анализировать характер петровских реформ;
-
обосновать влияние этих реформ на будущее российской государственно-правовой системы;
-
показать правовое оформление абсолютизма;
-
продемонстрировать становление новой правовой системы
Владеть -
приемами сравнительного анализа абсолютизма в России и Западной Европе;
-
навыками анализа нормативных правовых актов этого периода;
-
новой терминологией, появившейся в связи с реформами первой четверти XVIII в.
-
-
Знать -
специфику и сущность просвещенного абсолютизма в России;
-
основные реформы этого периода;
-
законодательную деятельность Екатерины II
Уметь -
провести сравнительный анализ просвещенного абсолютизма в России и Западной Европы;
-
проанализировать влияние идей Просвещения на развитие российской правовой системы;
-
охарактеризовать государственно-правовые реформы как реализацию политики просвещенного абсолютизма
Владеть - соответствующим понятийным аппаратом
-
-
ЛЕКЦИЯ 7. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО НА ВЫСШЕЙ ФАЗЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО АБСОЛЮТИЗМА (ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX ВЕКА)
Знать -
правовое положение национальных окраин Российской империи;
-
правовое положение сословий;
-
систему государственного управления Российской империей и характер государственных реформ первой половины XIX столетия;
- ход и результаты работы по систематизации российского законодательства
Уметь -
обосновать состояние окраин Российской империи как отражение уровня их экономического и политического развития;
-
охарактеризовать развитие государства и права этого периода в рамках единого процесса;
-
показать необходимость систематизации российского законодательства
Владеть -
методами научного познания изучаемых процессов и явлений;
-
необходимым категориальным аппаратом;
-
навыками анализа юридической техники изучаемого периода для оценки систематизации законодательства
-
-
Знать -
причины и предпосылки буржуазных реформ второй половины XIX в.;
-
содержание и характер проводимых реформ;
-
причины радикализации политических взглядов и террористической деятельности;
-
причины контрреформ 1880—1890-х гг.;
-
сущность и последствия контрреформ;
- изменения в правовой системе
Уметь -
объяснить необходимость реформ;
-
анализировать причины трудностей и непоследовательности в проведении Великих реформ;
-
дать нравственно-правовую оценку террористических актов;
- понять необходимость осуществления контрреформ
Владеть -
навыками системного анализа политико-правовых явлений и процессов этого периода;
- навыками сравнительного анализа дихотомий: «реформа — контрреформа», «реформа — революция»
-
-
Знать -
причины и предпосылки перехода России к конституционной монархии;
-
основные правовые документы, положившие начало становлению конституционализма и парламентаризма в России;
-
причины политической нестабильности и крушения монархии
Уметь -
объяснить причины перехода к конституционной монархии;
-
определить позиции политических партий и движений;
-
охарактеризовать Основные законы Российской империи как конституционные акты;
-
дать правовую оценку деятельности Государственной Думы;
-
выяснить направления деятельности Временного правительства;
- выявить причины поражения Временного правительства
Владеть -
справочно-информационным материалом для объяснения политико-правовых явлений и процессов;
- приемами сравнительно-правового анализа революций 1905 и 1917 гг.
-
-
ЛЕКЦИЯ 10. СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА (ОКТЯБРЬ 1917 — СЕРЕДИНА 1918 ГОДА). СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПЕРИОД «ВОЕННОГО КОММУНИЗМА» (1918—1920)
Знать -
сущность октябрьского переворота;
-
сущность и способы реализации принципа самоопределения народов;
-
нормативные акты данного периода;
-
характерные особенности Конституции РСФСР 1918 г.;
-
альтернативы советской государственности;
- сущность политики «военного коммунизма»
Уметь -
оценить с формально-юридической точки зрения сущность октябрьского переворота;
-
охарактеризовать деятельность органов государственной власти и управления;
-
проследить динамику политико-правовых процессов;
-
выявить сущность и специфику советской государственности
Владеть -
методологией теоретического обоснования создаваемой модели советского государства и пролетарского права
-
-
Знать -
причины перехода к нэпу и его политико-юридическую природу;
-
причины образования СССР и его политико-юридическую природу;
-
характерные особенности работы советского государственного аппарата как ядра административно-командной системы (АКС);
-
основные правовые документы указанного периода
Уметь -
объяснить необходимость Новой экономической политики и ее подлинную политическую сущность;
-
охарактеризовать специфику советской модели государственного устройства;
-
оценить деятельность советского государственного аппарата;
-
выявить специфику советского законодательства этого периода
Владеть -
методологией анализа нормативных правовых актов этого периода
-
-
ЛЕКЦИЯ 12. СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ПЕРИОДА ПОСТРОЕНИЯ «ОСНОВ СОЦИАЛИЗМА» И УПРОЧЕНИЯ ТОТАЛИТАРНОГО РЕЖИМА (1930—1941)
Знать -
развитие государственно-правовых институтов;
-
место и роль этих институтов в политической системе;
-
их трансформацию в период построения «основ социализма»;
-
влияние международной обстановки на геополитическую ситуацию в СССР;
-
содержание и сущность Конституции 1936 г. и других нормативных правовых актов этого периода
Уметь -
исследовать особенности советского государства;
-
понять сущность политического режима;
-
определить взаимосвязь политики, идеологии и прав;
-
охарактеризовать политическую и правовую систему данного периода
Владеть -
навыками анализа отраслевого законодательства, Конституции 1936 г., заложивших правовую базу построения социализма в одной стране
-
-
Знать -
изменения в советском государственном аппарате;
-
причины концентрации всех рычагов власти в руках И. В. Сталина;
-
особенности правовой системы данного периода
Уметь -
разбираться в специфике советского законодательства и права периода Великой отечественной войны
Владеть -
навыками научного исследования историко-правовых процессов и явлений в годы Великой Отечественной войны
-
-
Знать -
комплекс проблем, связанных с правовым обеспечением процесса восстановления народного хозяйства;
-
изменения в деятельности партийного и государственного аппарата в послевоенный период;
-
основные изменения в правовой системе
Уметь -
охарактеризовать советский политический режим, получивший название «хрущевская оттепель»;
-
разбираться в специфике советского законодательства и права, их трансформации
Владеть -
справочно-информационным материалом, позволяющим иметь объективное представление о политико-правовых явлениях и процессах этого периода;
-
навыками научного исследования политико-правовых процессов и явлений в послевоенные годы
-
-
Знать -
органы государственной власти и управления;
-
причины кризиса политической системы;
-
развитие отраслевого и конституционного законодательства
Уметь -
выявить закономерности развития советской модели социализма;
-
охарактеризовать Конституцию 1977 г. как отражение изменений в экономической и политической сферах;
-
провести сравнительный анализ советских конституций
Владеть -
навыками научного исследования историко-правовых процессов и явлений, характеризующих кризис политической системы
-
-
Знать -
причины, цели и задачи перестройки социалистических общественных отношений, государственно-правовые механизмы ее реализации;
-
становление новых общественных отношений и форм собственности;
-
особенности российской модели федерализма;
-
основные положения Конституции РФ
Уметь -
выявлять специфику и особенности развития формы правления и государственно-территориального устройства
Владеть -
навыками анализа права в свете общечеловеческих ценностей, закрепленных в Конституции РФ
-