Процесс вовлечения в Древнерусское государство не входивших в него племенных княжений шел при первых князьях Руси, в соответствии с хазарской традицией принявших высший в кочевой иерархии титул хакана (хана ханов), который приравнивался к императорскому статусу в Византии и Западной Европе. Так, при правлении Олега были подчинены северяне, радимичи, древляне. Однако его преемнику князю Игорю (912—945) пришлось вновь покорять древлян и воевать с тиверцами и уличами. Сын князя Игоря знаменитый древнерусский полководец Святослав (964—972) подчинил союз вятичей. Наконец, киевский князь Владимир Святославич (980—1015) снова воевал с вятичами. Власть первых русских князей держалась прежде всего на военной силе, а также на договорных обязательствах. Согласно договорам киевские князья имели право на полюдье — регулярный объезд подвластных земель с целью сбора дани, а местные князья еще должны были поставлять им военные отряды для внешних походов.

http://data.photo.sibnet.ru/upload/imggreat/121076534393.jpg

Васнецов В. Крещение Руси

           Принятие христианства. В первые годы своего правления Владимир был ревностным язычником и поклонялся древним славянским богам. Он воздвигал капища — святилища языческих идолов. Но во имя укрепления княжеской власти Владимир выбрал для себя и своих подданных другую религию — христианство, которое было перенесено на Русь из Византии. Предпочтение было отдано окончательно оформившейся после 1054 г. греко-православной ветви христианской религии.

           Владимир и его окружение прекрасно осознавали необходимость отказа от язычества в пользу христианства, так как это было одним из способов, позволяющих ликвидировать изоляцию Руси от общеевропейского христианского мира. Провозглашение монотеизма укрепляло позиции главы государства и сакрализировало сословную иерархию, складывавшуюся в древнерусском обществе. Христианство формировало иную мораль, ставшую основой для развития новых принципов взаимоотношений между людьми. Кроме того, на Русь были привнесены и те огромные достижения христианской культуры, которые накопились за всю многовековую историю и аккумулировали важнейшие ценности духовного воспитания древнейших цивилизаций.

           Приведем мнение Президента РФ В. В. Путина. Подумайте, согласны ли вы с его позицией.

           Формально крещение Владимира произошло в связи с его женитьбой на византийской царевне Анне (сестре императоров-василевсов Василия II и Константина VIII). В связи с этим событием 988 г. считается годом принятия Русью христианства в качестве государственной религии. В Киеве была учреждена русская митрополия, а в важнейших русских городах стали создаваться епископства. Но между крещением князя Владимира и крещением всей Русской земли прошло немало времени. Лишь в 990 г. великий князь предпринял первые шаги по введению христианства на всей подвластной ему территории. Поначалу крещение приняло все население Киева. Прежние языческие идолы были повержены, а жители города по приказу Владимира вошли в воды Днепра, и византийские священники произвели над ними обряд крещения. Однако не всегда обращение в новую веру проходило мирно. Например, в Великом Новгороде дядя Владимира Святославича Добрыня крестил языческое население силой, преодолевая вооруженное сопротивление. С таким же трудом вводилось христианство и в Ростове.

           Расцвет Древней Руси. Тесный союз государственной и церковной властей длительное время служил на Руси укреплению единства русских земель, ликвидации автономии прежних союзов племенных княжеств. Уже в правление Владимира Святого киевский князь лично направлял своих наместников в другие города. Чаще всего таковыми становились его сыновья. Вместе с тем уничтожение власти местных князей так и не смогло окончательно устранить сепаратизма и межкняжеских распрей. В ходе междоусобицы, возникшей после смерти Владимира (1015), по приказу старшего сына князя Святополка I Окаянного (ок. 979—1019) были убиты его сводные братья Борис и Глеб, ставшие первыми русскими святыми великомучениками Русской православной церкви. Однако возобладали все-таки объединительные тенденции, позволившие сохранить общерусскую государственность.

           Изгнавший с престола Святополка Окаянного новгородский князь Ярослав Владимирович Мудрый (1019—1054) в годы своего правления в Киеве сумел подчинить почти всю Русь, за исключением лишь Полоцкого княжества. В историю Ярослав Мудрый вошел как крупнейший государственный деятель, который вывел Русскую державу на международную арену, сумел одержать значительные победы над внутренними и внешними противниками и на долгие годы сохранил единство государства.

           Будучи для своего времени высокообразованным человеком, великий князь способствовал развитию грамотности. При нем открывались школы, появились первые библиотеки, переводились древние богословские и исторические труды на славянский язык, активно развивались градостроительство и архитектура.

           Вся эпоха правления князя Ярослава ознаменована развитием древнерусской государственности. Уже в середине XI в. впервые сложилась концепция закономерной связи Древнерусского государства с мировой историей, с крупнейшими державами мира. Как особо подчеркивал первый киевский митрополит из русского, а не константинопольского духовенства Иларион в «Слове о Законе и Благодати», Русь в эту эпоху уже рассматривалась как наследница Римской империи.

http://bugaeff.ru/wp-content/uploads/2012/03/sud.jpg

Билибин И. Суд во времена Русской Правды

           Законодательство Древней Руси. В первой половине XI в., одновременно с внутриполитическим укреплением русской государственности и значительным ростом ее международного авторитета в Европе, происходит формирование системы древнерусского права. Его важнейшим памятником из всех дошедших до наших дней является «Правда Русская». Ее появление относят к периоду правления Ярослава Мудрого. Кодификация законодательства свидетельствовала об усилении государственных начал и системы великокняжеской власти.

           Распад Древнерусского государства. После смерти Ярослава Мудрого его наследники вначале пытались действовать сообща, сохраняя политическую стабильность в государстве. Они успешно противостояли натиску кочевников на южных рубежах Древнерусского государства. Однако во второй половине 60-х гг. XI в. разразился кризис в отношениях между Ярославичами. Этим положением воспользовались кочевники. Их орды в 1068 г. одержали значительную победу в сражении на р. Альте. Началась полоса межкняжеских усобиц, хотя они еще не носили характера открытого противостояния.

В связи с внешней опасностью и для решения общегосударственных вопросов не раз проводились съезды князей. Наиболее важным из них стал Любечский съезд 1097 г. На нем было принято решение, согласно которому каждый из представителей разросшегося рода князей Рюриковичей имел право владеть своим наследным уделом-отчиной. Впоследствии именно это решение послужило основой для дробления русских земель. Лишь благодаря личным качествам великого киевского князя Владимира Мономаха (1113—1125), призванного на правление жителями стольного града, удалось стабилизировать внутриполитическое положение Руси и на какое-то преодолеть время сепаратизм князей перед лицом внешней опасности. Этот мудрый политик, прославившийся победами в борьбе с половцами, настойчиво высказывался на межкняжеских съездах за прекращение княжеских междоусобиц.

           После смерти сына Мономаха, киевского князя Мстислава Владимировича II Великого (1125—1132), Древнерусское государство распалось на несколько землевладений, управляемых фактически самостоятельными русскими князьями.

Последнее изменение: вторник, 19 мая 2015, 15:18