История России. Зуев М. Н., Лавренов С. Я.
2.1. ПРИЧИНЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ
К середине XII в. Древнерусское государство фактически распалось на 15 самостоятельных княжений, внутри которых сформировались более мелкие княжества. Крупнейшие княжества, являвшиеся, по сути, независимыми государствами, получали название земли, а подвластные им княжества стали именоваться волостями. Таким образом, возникает двухуровневая структура, характерная для единого раннесредневекового государства Русь, и формируется новая геополитическая реальность — Русь Удельная, в которой Киев лишь формально сохраняет статус «града первопрестольного». Наступает закономерный для большинства раннефеодальных монархий как Европы, так и Азии этап раздробления крупного государства и утраты централизованного управления. В этот период великокняжеский род Рюриковичей теряет принцип старшинства в династии, его заменяет старшинство в каждой из ветвей рода, утвердившихся в суверенных русских княжествах-землях. Создается новая форма государственно-политической организации древнерусского общества — своеобразная федерация земель под номинальной эгидой великого киевского князя.
Карта древнерусских княжеств
Формальной причиной, приведшей к раздробленности Руси, являлись политические предпосылки: бесконечные межкняжеские распри и междоусобная борьба среди Рюриковичей. Так, за период от кончины Ярослава Мудрого до монгольского вторжения зафиксировано не менее 150 военных столкновений за право владения более значительными княжескими волостями с богатыми землями, позволявшими иметь большую сумму налога — ренты.
Но важно отметить и другое: в ходе длительного социально-экономического развития на Руси происходит заметный прогресс как в земледелии, так и в ремесленном производстве, складываются самостоятельные экономические районы со своей спецификой ведения хозяйства. В XII — начале XIII в. наступает период интенсивного роста древнерусских городов в набиравших силу княжествах-землях. Города Руси (их количество достигает 200), являясь не только экономическими, но и политическими и культурными центрами регионов, становятся базами регионального сепаратизма. В русском средневековом городе насчитывалось до 100 ремесленных специальностей. В эту эпоху проявилось и своеобразие развития русского города, которое выражалось в относительно большой связи его населения с сельскохозяйственными занятиями в ближайшей округе и отсутствием структур самоуправления, утверждавшихся в Западной Европе. Города Руси становились коллективным совладением местного боярства или находились под управлением княжеских династий. Боярские, монастырские и княжеские дворы с зависимым населением препятствовали консолидации горожан, в связи с этим в древнерусских городах так и не сложились развитые ремесленные корпорации. Только с середины XII в. начали появляться некие элементы «городовой» автономии.
В эту эпоху в княжествах-землях Руси развиваются и крупные вотчинные хозяйства, причем не только светских, но и духовных землевладельцев. Вотчинники, одновременно являющиеся боярами — вассалами местных княжеских родов, стремятся расширить свои владения за счет общинников-смердов, увеличить доходы от своих владений. Боярские корпорации княжеств-земель становятся менее зависимыми от воли великого князя киевского. Более выгодной для них является ориентация на своего местного князя, который не мог не учитывать интересы вотчинной аристократии. Дружина распадается на бояр-вотчинников, остававшихся вассалами князя, и княжеский двор, члены которого именовались дворянами, или слугами.
К середине XII в. более четко определяется и социальная структура русского общества, имеющая свои региональные особенности. Наряду с боярскими кланами формируются слои городского посада — купцы, торговцы и ремесленники, а также господские слуги — холопы. Городское население оказывало влияние на взаимоотношения княжеской власти и боярства, уравновешивая их. Горожане тяготели к обособлению местных интересов, не связывая себя с представлениями об общерусском единстве.
Специфика социальной структуры в разных землях Руси определила и различные модели политической организации формирующихся государств-земель. Появление новых политических центров подрывало могущество Киева. Землевладельцы-вотчинники и крестьяне были тесно связаны с хозяйством своего города, а купцы и ремесленники заинтересованы в успешном налаживании торговли в нем. Таким образом, не натуральное хозяйство, а развитие сельского хозяйства и ремесла, формирование крупных вотчин и городских центров способствовали установлению новых политических форм социально-экономического развития средневековой Руси.
Наконец, потеря Киевом статуса центра Руси была обусловлена и рядом внешнеполитических обстоятельств. Так, постоянные набеги кочевников-половцев на южнорусские земли значительно ослабили их экономический потенциал. Этот же фактор оказал воздействие на миграцию населения Руси, начался его отток в более спокойные районы северо-восточной Владимиро-Суздальской и юго-западной Галицко-Волынской земель. Постоянная опасность, грозящая со стороны половцев, также значительно уменьшила привлекательность торгового пути «из варяг в греки». Центры, через которые осуществлялись торговые связи Европы с Востоком, благодаря крестовым походам, постепенно перемещаются в Южную Европу и Средиземноморье, и контроль над этой торговлей устанавливают быстрорастущие североитальянские города. Бурно развивается и международная торговля на севере Европы, где лидирующую роль играют приморские германские «вольные» города. На них начинает ориентироваться купечество северо-запада Руси, прежде всего Великого Новгорода и Пскова.
Рерих Н. Город строят
Однако распад Руси не следует оценивать как абсолютно негативное явление. Напротив, в эпоху раздробленности наблюдаются подлинный расцвет средневекового русского общества, поступательное развитие экономического потенциала княжеств-земель, формирование разнообразных социально-политических структур и развитие самобытной культуры. Следует учитывать и то, что политическая раздробленность являлась закономерным историческим периодом, в рамках которого формировались пути для дальнейшей консолидации.
В Русских землях сохранялись центростремительные тенденции. Во-первых, государственно-политическое единство Руси формально не было утрачено, а авторитет великих киевских князей, даже номинальный, сохранялся. Во-вторых, продолжало существовать единство церковной организации и абсолютное преобладание православной веры — главнейшей духовной основы Руси. Верховенство киевского митрополита как главы православной церкви было неоспоримым. В-третьих, в Русских землях сохранялась единая законодательная база, основу которой составляли нормы «Правды Русской». Наконец, важным фактором единения являлся общий для всех земель древнерусский язык. Помимо этого в Русских землях в эпоху раздробленности сохранялась идея объединения всех сил для борьбы с внешними врагами.
С потерей влияния киевского великокняжеского стола в южной и юго-западной Руси постепенно приобрело могущество Галицко-Волынское княжество, в северо-восточной Руси — Ростово-Суздальская (позднее — Владимиро-Суздальская) земля, а северо-западная Русь приобрела новый статус Новгородской боярской республики («Господин Великий Новгород»), из которой в XIV в. выделилась Псковская земля. Постепенно, по истечении целого столетия эти княжества-земли приобрели статус самостоятельных государственных образований, внутреннее политическое развитие которых шло своими, несхожими путями.
О вариантах развития рассказывает Н. С. Борисов.
Так, если в Галицко-Волынском княжестве наибольшую политическую роль играли боярство и представители богатых торгово-промышленных городских центров, а в Новгородских и Псковских землях важнейшее значение приобрела вечевая система управления с определяющей ролью боярской торгово-ремесленной олигархии, то в Ростово-Суздальской (Владимиро-Суздальской) земле, начиная с правления великого князя Всеволода Большое Гнездо, постепенно оформляется единодержавие великокняжеской власти.
В условиях, когда княжеский род Рюриковичей распался на ветви, было утрачено понятие родового старейшинства. Князь, занимавший киевский стол, теперь был лишь номинальным, а не реальным верховным правителем Руси. В этих условиях потребовалось введение особого титула, подчеркивающего политическое верховенство, — титула великого князя. Первым этот титул с конца 1270-х гг. стал последовательно употреблять правитель Владимиро-Суздальской земли Всеволод Большое Гнездо. В XIII в. этим титулом стали именоваться и другие владетельные князья (галицко-волынские, черниговские и др.).