Монгольское нашествие имело катастрофические последствия для древнерусской культуры. Сразу же после установления ордынского владычества на Руси на полвека прекратилось строительство каменных зданий. Было утрачено искусство целого ряда художественных ремесел, погибло огромное количество памятников письменности, пришли в упадок летописание, живопись, прикладное искусство.

            Следует отметить, что в результате политических изменений, произошедших в XIII—XV вв., некогда единая древнерусская народность оказалась разделенной. Вхождение в разные государственные образования затрудняло сохранение и развитие экономических и культурных связей между отдельными регионами некогда единой Руси, углубляло различия в языке и культуре, существовавшие и ранее. Это привело к формированию трех восточнославянских народностей: русской (великорусской), украинской и белорусской. В культуре каждой из этих народностей стали появляться специфические черты, отражавшие складывавшиеся этнические особенности народа и конкретные исторические условия его развития. Лишь со второй половины XIV в. в Русских землях начинается новый подъем культуры. Основное содержание культурного процесса обусловливалось задачами освобождения от ордынского владычества и воссоединения Русских земель. Определяется в этом процессе ведущая роль Москвы, и возрастает ее значение как одного из главных культурных центров. При сохранении существенных местных особенностей в культуре идея единства Руси становится ведущей.

            Борьба против ордынского господства стала главной темой и устного народного творчества. Многие народные поэтические произведения на эту тему (былины, песни, сказания, воинские повести) вошли в переработанном виде в письменную литературу. Среди них сказания о битве на Калке, о разорении Рязани Батыем, о богатыре Евпатии Коловрате, о защитнике Смоленска юноше Меркурии, спасшем город от монгольских ратей по велению Богородицы. В этот период завершается создание цикла былинного эпоса о Киеве и князе Владимире Красное Солнышко. Повествуя о татарском нашествии, слагатели былин обращаются к образам киевских богатырей, которые изгоняют захватчиков. В XIV в. наивысшего расцвета достигает новгородский былинный цикл о купцах Василии Буслаевиче и Садко, воплотивший идею могущества Новгорода. К этому периоду относится появление нового жанра фольклора — исторической песни. Герои и события в ней более приближены к реальности, чем в былинном эпосе. В песнях отразился подвиг простых людей, пытавшихся остановить полчища Батыя. Историческая песнь об Авдотье Рязаночке воспевает простую горожанку, которая спасает из полона жителей Рязани и заново возрождает город. Песня о Щелкане Дудентьевиче стала откликом на восстание против баскака Чолхана в Твери в 1327 г.

Андроников монастырь

            Литература XIII—XV вв. вобрала в себя сложившиеся традиции Древней Руси: яркую публицистичность, заостренность на важнейших политических проблемах. Особенно тесно с общественно-политической жизнью было связано летописание, которое после недолгого периода упадка возобновляется во многих крупных городах. С конца XIII — начала XIV в. составление летописных сводов переживает значительный подъем. Наряду с Новгородом и Псковом летописи ведутся в Ростове Великом, Рязани и Твери. Постепенно ведущее место занимает московская летописная традиция, ее центрами становятся Симонов, Андроников и другие монастыри. С возрастанием политической роли Москвы ее летописные записи утрачивают локальные особенности и обретают общегосударственный характер.

            Несмотря на то что нашествие губительно сказалось на сохранности книжных богатств и уровне грамотности, традиции письменности и книжного дела, сложившиеся в XI—XII вв., все-таки удалось сохранить, и они получили дальнейшее развитие. Почти во всех крупных городах восстанавливаются и расширяются монастырские школы для детей, существовавшие, как правило, при церквах. Со второй половины XIV в. отмечается оживление книжного дела.

            В конце XIII — начале XIV в. на Руси возобновляется каменное зодчество. К этому времени технология обработки основных видов используемых ранее строительных материалов и техника строительства были утрачены, поэтому возведенные в данный период здания оказались недолговечными. Тем не менее началось становление местных архитектурных школ. В XV в. происходило дальнейшее развитие основных русских архитектурных стилей — новгородско-псковского и московского.

При нажатии на икону клавишей мыши - возврат на основной каталог

Деревянная скульптура

            Вторую половину XIV — начало XV в. называют «золотым веком» русской настенной живописи. Успешно развивается новгородская монументальная живопись, опиравшаяся на местные традиции и использовавшая достижения византийского искусства. Своеобразен был и путь развития русской скульптуры. Церковь строго сохраняла запрет на использование объемной скульптуры в качестве предмета поклонения. Однако в XIV—XV вв. широкое распространение получила на Руси полуобъемная резная деревянная скульптура, раскрашенная под икону.

            Культурное развитие Русских земель в период монгольского владычества явилось чрезвычайно важным этапом формирования общерусской культуры. Завершение этого процесса относится уже к следующему периоду, начавшемуся в конце XV в.

Последнее изменение: вторник, 19 мая 2015, 18:07