Административное право. Конин Н. М. Маторина Е. И.
Глоссарий
Глоссарий
Специальные | А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | Все
А |
---|
Административная ответственностьпредусмотренная законодательством правовая ответственность за совершенное административное правонарушение, связанная с применением административных наказаний (санкций) | ||
Административная правоспособностьпредусмотренная правовыми нормами возможность осуществления тех или иных прав и обязанностей, правовая наделенность которыми согласно ст. 17 Конституции РФ наступает с момента рождения | ||
Административная правосубъектностьсостоит из двух элементов: административной правоспособности и административной дееспособности | |
Административно-правовой статус гражданинасовокупность его прав, свобод и обязанностей, регулируемых административно-правовыми нормами и реализуемых в административно-правовых отношениях | ||
Административное правоодна из важнейших базовых отраслей российского публичного права, включающая в себя упорядоченную совокупность правовых (административно-правовых) норм, которые регулируют отношения в области организации и функционирования публичного управления, т.е. осуществляемого от имени общества, государства | ||
Административное правонарушениепротивоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность | ||
Административное принуждениеспецифический метод охраны и защиты действующего в стране конституционного правопорядка. По основаниям применения административное принуждение делится на принуждение в форме привлечения к административной ответственности за совершенные правонарушения и объективное принуждение при отсутствии правонарушения, применяемое в силу общественной и государственной необходимости либо в общественно полезных и объективно необходимых контрольно-профилактических целях | ||
Административные наказанияустановленные государством меры ответственности за уже совершенные административные правонарушения, которые применяются в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами и не могут иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица. В ст. 3.2 КоАП РФ дается исчерпывающий перечень конкретных видов административных наказаний, которые могут применяться к совершившим те или иные административные правонарушения физическим и юридическим лицам | ||
Б |
---|
Безопасностьсостояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Безопасность обеспечивается и достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер политического, экономического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства | ||
В |
---|
Внутриведомственный контрольпроводится исключительно силами и средствами аппарата государственного управления, вышестоящими органами исполнительной власти своей системы. Часто имеет форму проверки исполнения актов и директив своего ведомственного руководства | ||
Военное положениеособый правовой режим, вводимый на территории страны или в отдельных ее местностях Президентом РФ в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии. Режим военного положения включает в себя комплекс экономических, политических, административных, военных и иных мер, направленных на создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации. Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации. В период действия военного положения могут в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, ограничиваться права и свободы граждан, деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, права их должностных лиц. На граждан, их организации и их должностных лиц могут возлагаться дополнительные обязанности | ||
Г |
---|
Государственная военная службапрофессиональная служебная деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания | ||
Государственная гражданская службапрофессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов Федерации; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ, исполнения пол-номочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Федерации, лиц, замещаю-щих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ | ||
Государственная исполнительная властьа) социальное предназначение, состоящее в исполнении общих предписаний Конституции РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ; б) реализация исполнительной власти через систему специальных исполнительных органов; в) принятие управленческих решений и организация их исполнения в процессе и результате осуществления управленческой деятельности | ||
Государственная правоохранительная службапрофессиональная служебная деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины | ||
Государственная тайназащищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации | ||
Государственное управлениеформа реализации прерогатив государства его органами и должностными лицами в общей системе социального публичного управления. Является основной сферой применения и действия норм административного права. Государственное управление в широком смысле — деятельность государственных органов всех ветвей государственной власти. Государственное управление в узком смысле — специфический вид деятельности, связанный с реализацией исполнительной государственной власти, осуществляемой системой специальных государственных органов исполнительной власти или органов государственного управления | ||
Государственный контрольорганизационно-правовой способ обеспечения законности и государственной дисциплины и специфическая форма деятельности соответствующих государственных органов по систематическому наблюдению и присмотру за деятельностью субъектов управленческих административно-правовых отношений с целью проверки соответствия их решений и действий требованиям законности и государственной дисциплины; включает в себя три обязательных элемента: проверка фактического результата деятельности подконтрольных субъектов (физических и юридических лиц) в сравнении с ожидаемыми, намеченными, прогнозируемыми показателями; проверка путей и средств достижения этого результата, соответствие использованных при этом методов требованиям права, морали, нравственности, деловой и служебной этики, хозяйственной целесообразности; принятие по результатам контроля соответствующих мер как позитивного организационно-побудительного характера (мер материального и морального поощрения и стимулирования), так и негативного свойства (различных мер служебно-дисциплинарного и административного принуждения, а также привлечение к различным видам правовой ответственности). Как один из организационно-правовых способов обеспечения законности и государственной дисциплины в сфере административно-правового регулирования контроль характеризуется возможной наибольшей глубиной проверки и всесторонностью оценки деятельности подконтрольных субъектов, а также допустимостью оперативного вмешательства в деятельность подконтрольных физических и юридических лиц для нейтрализации и исправления выявленных недостатков и злоупотреблений | ||
Государственный надзоротличный от контроля организационно-правовой способ обеспечения законности и государственной дисциплины в сфере административно-правового регулирования, представляющий собой особую специфическую форму деятельности соответствующих государственных органов. Надзор заключается в проверке соблюдения поднадзорными субъектами законов и некоторых определенных в подзаконных актах правил (санитарно-эпидемиологических правил, правил разрешительной, паспортной системы, правил техники безо-пасности и охраны труда и т.д.), т.е. надзорная деятельность, по сути, охватывает лишь первый элемент контро-ля — проверку результата (соблюдается или нет закон или иное нормативно установленное правило) без обсуждения и правовой оценки возможных причин его невыполнения. Специфика административного надзора состоит в ограничении компетенции надзорных органов только проверкой законности действий поднадзорных субъектов. При надзоре проверяется только соответствие действий поднадзорных субъектов установленным законодательством правилам | ||
Государственный санитарно-эпидемиологический надзордеятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания | |
Д |
---|
Должностное лицолицо, обладающее организационно-распорядительными и (или) административно-хозяйственными полномочиями: в служебно-дисциплинарных административно-правовых отношениях, связанных с применением к служащим мер поощрения и ответственности за служебные проступки, должностным лицом выступает не непосредственный начальник, а наниматель, т.е. руководитель, который наделен правом назначения этого служащего на должность и его увольнения; во внеслужебных отношениях с гражданами должностным лицом может выступать наделенный публичной властью представитель государственной или муниципальной власти; должностные лица многочисленных государственных контрольно-инспекционных органов (государственных инспекций), пользующихся правом применения мер административного предупреждения, пресечения и административных взысканий, также составляют особую и специфическую группу государственных служащих — должностных лиц, исчерпывающий перечень которых дан в КоАП РФ | ||
И |
---|
Исполнительные органы государственной власти субъекта РФорганы исполнительной власти субъектов РФ входят в единую систему исполнительной власти Российской Федерации, что обычно констатируется в уставах и других законах субъектов Федерации. Система органов государственной власти, в том числе и ее исполнительных органов, в субъектах РФ устанавливается ими самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Наименование должности руководителя органа исполнительной власти субъекта РФ устанавливается с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта РФ | |
К |
---|
Квалификацияуровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности | ||
Контрольно-разрешительная деятельность государства в экономической областииспользование трех наиболее распространенных организационно-правовых средств: 1) государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей как субъектов предпринимательской деятельности; 2) государственного лицензирования отдельных видов предпринимательской экономической деятельности; 3) особого разрешительного порядка государственного регулирования осуществления некоторых особо контролируемых государством действий и операций (государственный экспортный контроль, валютный контроль, таможенный контроль и таможенное оформление вывоза из Российской Федерации контролируемых товаров и технологий и т.д.). | ||
Контрразведывательная деятельностьдеятельность органов Федеральной службы безопасности в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации. Основания для осуществления этой деятельности: а) наличие данных о признаках разведывательной и иной деятельности спецслужб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации; б) необходимость обеспечения защиты сведений, составляющих государственную тайну; в) необходимость изучения (проверки) лиц, оказывающих или оказывавших содействие органам ФСБ на конфиденциальной основе; г) необходимость обеспечения собственной безопасности | ||
М |
---|
Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России)федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Одними из основных задач МВД России являются обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности. В единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; внутренние войска, организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России. Возглавляет МВД России Министр. Руководство деятельностью МВД осуществляет Президент РФ. | |
Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России)является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области охраны здоровья, а также в случаях, установленных законодательством, координирующим деятельность в этой области других федеральных органов исполнительной власти. Кроме того, Министерство уполномочено осуществлять государственный контроль качества, эффективности и безопасности лекарственных средств в Российской Федерации. В ведении Минздрава России находятся Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор), Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА). | |
Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России)федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации. Руководство деятельностью МИД России осуществляет Президент РФ. В ведении МИД России находится Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) | ||
Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России)осуществляет функции по выработке государственной политики в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия, кинематографии, архивного дела, авторского права и смежных прав. По вопросам своей компетенции Минкультуры координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти: Федерального архивного агентства (Росархив) и Федерального агентства по туризму (Ростуризм). | |
Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России)федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий государственное управление в области обороны, а также координирующий деятельность федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти по вопросам обороны. Деятельностью Минобороны России руководит Президент РФ | |
Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику, осуществляющий управление и координирование в установленном порядке деятельности других федеральных органов исполнительной власти в области образования, молодежной политики, воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений. В ведении Минобрнауки России находятся Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) | |
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России)федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов и окружающей природной среды, обеспечения экологической безопасности, а также координирующий в установленных законодательством случаях деятельность Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы), Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз), Федерального агентства по недропользованию (Роснедра) | |
Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России)федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере исполнения уголовных наказаний, адвокатуры и нотариата, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, регистрации общественных объединений. Осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему служб: Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) и Федеральной службы судебных приставов (ФССП России). Территориальные органы Минюста России: Федеральные управления Минюста России по федеральным округам и Главные управления Минюста России по субъектам Федерации. Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент РФ | |
Муниципальная службапрофессиональная служебная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной. Регламентируется федеральным законодательством | ||
О |
---|
Оперативно-разыскная деятельностьвид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, законодательно уполномоченных на проведение оперативно-разыскных мероприятий в целях защиты здоровья, прав, свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств | ||
П |
---|
Полиция РФсистема государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных законом. Входит в систему МВД России | |
Правительство РФосуществляет исполнительную власть в Российской Федерации и состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров. Правительство РФ является высшим коллегиальным органом исполнительной власти, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Председатель Правительства РФ назначается и освобождается от должности Президентом РФ по основаниям и в порядке, предусмотренным Конституцией РФ. Он же назначает и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, всех министров и руководителей непосредственно ему подведомственных федеральных служб и агентств | |
Президент Российской Федерацииглава государства и гарант Конституции РФ, выступает также в качестве организатора и руководителя системы государственной исполнительной власти в стране. Прерогативы Президента РФ как гаранта Конституции РФ направлены прежде всего на обеспечение согласо-ванного функционирования и взаимодействия органов всех ветвей государственной власти, т.е. в конечном счете на достижение гарантированного ст. 5 Конституции РФ единства системы государственной власти. По своему организационно-правовому статусу, прерогативам и полномочиям должность Президента РФ не может быть отнесена полностью и безоговорочно к какой-либо одной ветви государственной власти. Наибольшую прикосновенность деятельность Президента РФ имеет к исполнительной ветви власти, в системе и структуре которой он наделен обширными и наиболее значимыми исполнительными управленческими полномочиями | ||
Р |
---|
Разведывательная деятельностьдеятельность, осуществляемая органами внешней разведки РФ посредством: 1) добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц (разведывательная информация); 2) оказания содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения его безопасности | ||
С |
---|
Система социальных службсистема, обеспечивающая социальное обслуживание: 1) государственная система социальных служб; 2) муниципальная система социальных служб; 3) социальное обслуживание, осуществляемое предприятиями, учреждениями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения | ||
Субъекты государственного управленияфизические и юридические лица (организации), граждане (в том числе иностранцы, лица без гражданства), общественные объединения (участники административно-правовых отношений) и государственные органы исполнительной власти, их структурные подразделения и служащие (управляющие субъекты в административно-правовых отношениях) | ||
Сфера государственного управлениядеятельность специальных органов исполнительной власти, осуществляющих функциональное межотраслевое регулирование | ||
Т |
---|
Таможенный контрольпроверка соблюдения действующих правил лицами, перемещающими товары и транспортные средства через таможенную границу России, выявление соответствия таможенных операций действующему таможенному законодательству. Начинается: при ввозе — с момента пересечения таможенной границы товарами и транспортными средствами, при вывозе — с момента принятия таможенной декларации. Заканчивается: при ввозе — в момент выпуска ввезенных предметов, а при вывозе — в момент пересечения таможенной границы | ||
У |
---|
Управлениефункция сложных организованных систем любой природы (технических, биологических, экологических, социальных), постоянный целенаправленный процесс воздействия субъекта на объект через соответствующий механизм управления | ||
Ф |
---|
Федеральная миграционная служба Российской Федерации (ФМС России)федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции, правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции. Находится в ведении Правительства РФ. | |
Федеральная налоговая службафедеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей налогоплательщиками, участвующий в выработке налоговой политики и осуществляющий ее с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов, сборов и других обязательных платежей | ||
Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России)федеральный орган исполнительной власти, непосредственно реализующий основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, осуществляющий в пределах своих полномочий государственное управление в сфере обеспечения безопасности Российской Федерации и координирующий контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление. | |
Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России)федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания | |
Федеральная таможенная служба (ФТС России)федеральный орган исполнительной власти, на который возложено непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации. В своей деятельности взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации и общественными объединениями, а возложенные на нее задачи решает непосредственно или через региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты, таможенные лаборатории, подведомственные учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, вычислительные центры и др. Руководство деятельностью ФТС Росси осуществляет Правительство РФ | |
Федеральные агентствафедеральные органы исполнительной власти, осуществляющие в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор). Федеральное агентство не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ | ||
Федеральные министерствафедеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ федеральный министр, осуществляющий координацию и контроль деятельности находящихся в ведении министерства федеральных служб и агентств | ||
Формы государственного управлениядокументальным образом закрепленные решения и действия государственных органов и их служащих | ||
Функции государственного управленияспециализированная по объектной направленности часть единого управленческого процесса, обеспечивающая решение стоящих перед управляющими субъектами целей и задач | ||
Ц |
---|
Центральный банк Российской Федерации (Банк России)реализует денежно-кредитную политику Российской Федерации. Является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций, осуществляющим постоянный надзор за соблюдением ими банковского законодательства и установленных обязательных нормативов. | ||
Ч |
---|
Чрезвычайное положениеособый правовой режим деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, вводимый на всей территории РФ или в ее отдельных местностях, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан, организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей | ||