Browse the glossary using this index

Special | A | B | C | D | E | F | G | H | I | J | K | L | M | N | O | P | Q | R | S | T | U | V | W | X | Y | Z | ALL

Page:  1  2  3  4  5  6  (Next)
  ALL

А

Административная дееспособность

реальная личностная и предусмотренная законом гражданская способность субъекта реализовывать предоставленные ему права, а также обязанности, которая в отличие от правоспособности может возрастать поэтапно, начиная с 6 лет (до этого возраста граждане являются недееспособными). В полном объеме дееспособность возникает с 18 лет (ст. 60 Конституции РФ)


Административная ответственность

предусмотренная законодательством правовая ответственность за совершенное административное правонарушение, связанная с применением административных наказаний (санкций)


Административная правоспособность

предусмотренная правовыми нормами возможность осуществления тех или иных прав и обязанностей, правовая наделенность которыми согласно ст. 17 Конституции РФ наступает с момента рождения


Административная правосубъектность


Административно-правовой статус гражданина

совокупность его прав, свобод и обязанностей, регулируемых административно-правовыми нормами и реализуемых в административно-правовых отношениях


Административное право

одна из важнейших базовых отраслей российского публичного права, включающая в себя упорядоченную совокупность правовых (административно-правовых) норм, которые регулируют отношения в области организации и функционирования публичного управления, т.е. осуществляемого от имени общества, государства


Административное правонарушение

противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность


Административное принуждение

специфический метод охраны и защиты действующего в стране конституционного правопорядка. По основаниям применения административное принуждение делится на принуждение в форме привлечения к административной ответственности за совершенные правонарушения и объективное принуждение при отсутствии правонарушения, применяемое в силу общественной и государственной необходимости либо в общественно полезных и объективно необходимых контрольно-профилактических целях


Административные наказания

установленные государством меры ответственности за уже совершенные административные правонарушения, которые применяются в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами и не могут иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица. В ст. 3.2 КоАП РФ дается исчерпывающий перечень конкретных видов административных наказаний, которые могут применяться к совершившим те или иные административные правонарушения физическим и юридическим лицам


Б

Безопасность

состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Безопасность обеспечивается и достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер политического, экономического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства


В

Внутриведомственный контроль

проводится исключительно силами и средствами аппарата государственного управления, вышестоящими органами исполнительной власти своей системы. Часто имеет форму проверки исполнения актов и директив своего ведомственного руководства


Военное положение

особый правовой режим, вводимый на территории страны или в отдельных ее местностях Президентом РФ в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии. Режим военного положения включает в себя комплекс экономических, политических, административных, военных и иных мер, направленных на создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации. Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации. В период действия военного положения могут в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, ограничиваться права и свободы граждан, деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, права их должностных лиц. На граждан, их организации и их должностных лиц могут возлагаться дополнительные обязанности


Г

Государственная военная служба

профессиональная служебная деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания


Государственная гражданская служба

профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов Федерации; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ, исполнения пол-номочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Федерации, лиц, замещаю-щих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ


Государственная исполнительная власть

а) социальное предназначение, состоящее в исполнении общих предписаний Конституции РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ; б) реализация исполнительной власти через систему специальных исполнительных органов; в) принятие управленческих решений и организация их исполнения в процессе и результате осуществления управленческой деятельности


Государственная правоохранительная служба

профессиональная служебная деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины


Государственная тайна

защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации


Государственное управление

форма реализации прерогатив государства его органами и должностными лицами в общей системе социального публичного управления. Является основной сферой применения и действия норм административного права. Государственное управление в широком смысле — деятельность государственных органов всех ветвей государственной власти. Государственное управление в узком смысле — специфический вид деятельности, связанный с реализацией исполнительной государственной власти, осуществляемой системой специальных государственных органов исполнительной власти или органов государственного управления


Государственный контроль

организационно-правовой способ обеспечения законности и государственной дисциплины и специфическая форма деятельности соответствующих государственных органов по систематическому наблюдению и присмотру за деятельностью субъектов управленческих административно-правовых отношений с целью проверки соответствия их решений и действий требованиям законности и государственной дисциплины; включает в себя три обязательных элемента: проверка фактического результата деятельности подконтрольных субъектов (физических и юридических лиц) в сравнении с ожидаемыми, намеченными, прогнозируемыми показателями; проверка путей и средств достижения этого результата, соответствие использованных при этом методов требованиям права, морали, нравственности, деловой и служебной этики, хозяйственной целесообразности; принятие по результатам контроля соответствующих мер как позитивного организационно-побудительного характера (мер материального и морального поощрения и стимулирования), так и негативного свойства (различных мер служебно-дисциплинарного и административного принуждения, а также привлечение к различным видам правовой ответственности). Как один из организационно-правовых способов обеспечения законности и государственной дисциплины в сфере административно-правового регулирования контроль характеризуется возможной наибольшей глубиной проверки и всесторонностью оценки деятельности подконтрольных субъектов, а также допустимостью оперативного вмешательства в деятельность подконтрольных физических и юридических лиц для нейтрализации и исправления выявленных недостатков и злоупотреблений


Государственный надзор

отличный от контроля организационно-правовой способ обеспечения законности и государственной дисциплины в сфере административно-правового регулирования, представляющий собой особую специфическую форму деятельности соответствующих государственных органов. Надзор заключается в проверке соблюдения поднадзорными субъектами законов и некоторых определенных в подзаконных актах правил (санитарно-эпидемиологических правил, правил разрешительной, паспортной системы, правил техники безо-пасности и охраны труда и т.д.), т.е. надзорная деятельность, по сути, охватывает лишь первый элемент контро-ля — проверку результата (соблюдается или нет закон или иное нормативно установленное правило) без обсуждения и правовой оценки возможных причин его невыполнения. Специфика административного надзора состоит в ограничении компетенции надзорных органов только проверкой законности действий поднадзорных субъектов. При надзоре проверяется только соответствие действий поднадзорных субъектов установленным законодательством правилам


Государственный санитарно-эпидемиологический надзор

деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания


Д

Должностное лицо

лицо, обладающее организационно-распорядительными и (или) административно-хозяйственными полномочиями: в служебно-дисциплинарных административно-правовых отношениях, связанных с применением к служащим мер поощрения и ответственности за служебные проступки, должностным лицом выступает не непосредственный начальник, а наниматель, т.е. руководитель, который наделен правом назначения этого служащего на должность и его увольнения; во внеслужебных отношениях с гражданами должностным лицом может выступать наделенный публичной властью представитель государственной или муниципальной власти; должностные лица многочисленных государственных контрольно-инспекционных органов (государственных инспекций), пользующихся правом применения мер административного предупреждения, пресечения и административных взысканий, также составляют особую и специфическую группу государственных служащих — должностных лиц, исчерпывающий перечень которых дан в КоАП РФ


И

Исполнительные органы государственной власти субъекта РФ

органы исполнительной власти субъектов РФ входят в единую систему исполнительной власти Российской Федерации, что обычно констатируется в уставах и других законах субъектов Федерации. Система органов государственной власти, в том числе и ее исполнительных органов, в субъектах РФ устанавливается ими самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Наименование должности руководителя органа исполнительной власти субъекта РФ устанавливается с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта РФ


К

Квалификация

уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности


Контрольно-разрешительная деятельность государства в экономической области

использование трех наиболее распространенных организационно-правовых средств: 1) государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей как субъектов предпринимательской деятельности; 2) государственного лицензирования отдельных видов предпринимательской экономической деятельности; 3) особого разрешительного порядка государственного регулирования осуществления некоторых особо контролируемых государством действий и операций (государственный экспортный контроль, валютный контроль, таможенный контроль и таможенное оформление вывоза из Российской Федерации контролируемых товаров и технологий и т.д.).


Контрразведывательная деятельность

деятельность органов Федеральной службы безопасности в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации. Основания для осуществления этой деятельности: а) наличие данных о признаках разведывательной и иной деятельности спецслужб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации; б) необходимость обеспечения защиты сведений, составляющих государственную тайну; в) необходимость изучения (проверки) лиц, оказывающих или оказывавших содействие органам ФСБ на конфиденциальной основе; г) необходимость обеспечения собственной безопасности


М

Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России)

федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Одними из основных задач МВД России являются обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности. В единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; внутренние войска, организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России. Возглавляет МВД России Министр. Руководство деятельностью МВД осуществляет Президент РФ.


Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России)

является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области охраны здоровья, а также в случаях, установленных законодательством, координирующим деятельность в этой области других федеральных органов исполнительной власти. Кроме того, Министерство уполномочено осуществлять государственный контроль качества, эффективности и безопасности лекарственных средств в Российской Федерации. В ведении Минздрава России находятся Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор), Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА).


Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России)

федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации. Руководство деятельностью МИД России осуществляет Президент РФ. В ведении МИД России находится Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, со­отечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество)


Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России)

осуществляет функции по выработке государственной политики в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия, кинематографии, архивного дела, авторского права и смежных прав. По вопросам своей компетенции Минкультуры координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти: Федерального архивного агентства (Росархив) и Федерального агентства по туризму (Ростуризм).


Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России)

федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий государственное управление в области обороны, а также координирующий деятельность федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти по вопросам обороны. Деятельностью Минобороны России руководит Президент РФ


Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)

федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику, осуществляющий управление и координирование в установленном порядке деятельности других федеральных органов исполнительной власти в области образования, молодежной политики, воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений. В ведении Минобрнауки России находятся Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь)


Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России)

федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов и окружающей природной среды, обеспечения экологической безопасности, а также координирующий в установленных законодательством случаях деятельность Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы), Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз), Федерального агентства по недропользованию (Роснедра)


Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России)

федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере исполнения уголовных наказаний, адвокатуры и нотариата, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, регистрации общественных объединений. Осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему служб: Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) и Федеральной службы судебных приставов (ФССП России). Территориальные органы Минюста России: Федеральные управления Минюста России по федеральным округам и Главные управления Минюста России по субъектам Федерации. Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент РФ


Муниципальная служба

профессиональная служебная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной. Регламентируется федеральным законодательством


О

Оперативно-разыскная деятельность

вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, законодательно уполномоченных на проведение оперативно-разыскных мероприятий в целях защиты здоровья, прав, свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств


П

Полиция РФ

система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных законом. Входит в систему МВД России


Правительство РФ

осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации и состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров. Правительство РФ является высшим коллегиальным органом исполнительной власти, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Председатель Правительства РФ назначается и освобождается от должности Президентом РФ по основаниям и в порядке, предусмотренным Конституцией РФ. Он же назначает и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, всех министров и руководителей непосредственно ему подведомственных федеральных служб и агентств


Президент Российской Федерации

глава государства и гарант Конституции РФ, выступает также в качестве организатора и руководителя системы государственной исполнительной власти в стране. Прерогативы Президента РФ как гаранта Конституции РФ направлены прежде всего на обеспечение согласо-ванного функционирования и взаимодействия органов всех ветвей государственной власти, т.е. в конечном счете на достижение гарантированного ст. 5 Конституции РФ единства системы государственной власти. По своему организационно-правовому статусу, прерогативам и полномочиям должность Президента РФ не может быть отнесена полностью и безоговорочно к какой-либо одной ветви государственной власти. Наибольшую прикосновенность деятельность Президента РФ имеет к исполнительной ветви власти, в системе и структуре которой он наделен обширными и наиболее значимыми исполнительными управленческими полномочиями


Р

Разведывательная деятельность

деятельность, осуществляемая органами внешней разведки РФ посредством: 1) добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц (разведывательная информация); 2) оказания содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения его безопасности


С

Система социальных служб

система, обеспечивающая социальное обслуживание: 1) государственная система социальных служб; 2) муниципальная система социальных служб; 3) социальное обслуживание, осуществляемое предприятиями, учреждениями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения


Субъекты государственного управления

физические и юридические лица (организации), граждане (в том числе иностранцы, лица без гражданства), общественные объединения (участники административно-правовых отношений) и государственные органы исполнительной власти, их структурные подразделения и служащие (управляющие субъекты в административно-правовых отношениях)


Сфера государственного управления

деятельность специальных органов исполнительной власти, осуществляющих функциональное межотраслевое регулирование


Т

Таможенный контроль

проверка соблюдения действующих правил лицами, перемещающими товары и транспортные средства через таможенную границу России, выявление соответствия таможенных операций действующему таможенному законодательству. Начинается: при ввозе — с момента пересечения таможенной границы товарами и транспортными средствами, при вывозе — с момента принятия таможенной декларации. Заканчивается: при ввозе — в момент выпуска ввезенных предметов, а при вывозе — в момент пересечения таможенной границы


У

Управление

функция сложных организованных систем любой природы (технических, биологических, экологических, социальных), постоянный целенаправленный процесс воздействия субъекта на объект через соответствующий механизм управления


Ф

Федеральная миграционная служба Российской Федерации (ФМС России)

федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции, правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции. Находится в ведении Правительства РФ.


Федеральная налоговая служба

федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей налогоплательщиками, участвующий в выработке налоговой политики и осуществляющий ее с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов, сборов и других обязательных платежей


Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России)

федеральный орган исполнительной власти, непосредственно реализующий основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, осуществляющий в пределах своих полномочий государственное управление в сфере обеспечения безопасности Российской Федерации и координирующий контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление.


Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России)

федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания


Федеральная таможенная служба (ФТС России)

федеральный орган исполнительной власти, на который возложено непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации. В своей деятельности взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации и общественными объединениями, а возложенные на нее задачи решает непосредственно или через региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты, таможенные лаборатории, подведомственные учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, вычислительные центры и др. Руководство деятельностью ФТС Росси осуществляет Правительство РФ


Федеральные агентства

федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор). Федеральное агентство не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ


Федеральные министерства

федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ федеральный министр, осуществляющий координацию и контроль деятельности находящихся в ведении министерства федеральных служб и агентств


Формы государственного управления

документальным образом закрепленные решения и действия государственных органов и их служащих


Функции государственного управления

специализированная по объектной направленности часть единого управленческого процесса, обеспечивающая решение стоящих перед управляющими субъектами целей и задач


Ц

Центральный банк Российской Федерации (Банк России)

реализует денежно-кредитную политику Российской Федерации. Является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций, осуществляющим постоянный надзор за соблюдением ими банковского законодательства и установленных обязательных нормативов.


Ч

Чрезвычайное положение

особый правовой режим деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, вводимый на всей территории РФ или в ее отдельных местностях, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан, организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей



Page:  1  2  3  4  5  6  (Next)
  ALL